Болит голова когда учишь уроки

АиФ Семейный совет № 6 24/03/2004

Знаете, у кого из школьников чаще всего болит голова? У первоклассников, пятиклассников и выпускников, то есть учеников самых трудных классов. Обычная, банальная головная боль часто является симптомом того, что ребенок испытывает непосильную эмоциональную и учебную нагрузку.


Порочный круг

Медицинский директор Клиники головной боли и вегетативных расстройств академика Вейна, ведущий научный сотрудник НИИ Педиатрии НЦЗД РАМН доктор медицинских наук Павел Леонидович СОКОЛОВ рассказывает, что такую боль врачи называют головной болью напряжения. Она возникает, когда непроизвольно напрягается тонкий мышечный слой, который находится у нас под кожей головы. Боль нарастает постепенно, охватывает всю голову и ощущается как «тупая», «давящая», «распирающая» или «сжимающая» наподобие тесной шапки или шлема.

Ее предвестники — тревожность, мнительность, подавленность, плохое настроение.

Боль чаще появляется во второй половине дня, когда ребенок уже устал или пережил неприятную, травмирующую психику ситуацию. И сразу падает работоспособность. Так что если ваше чадо на здоровую голову не справилось с возложенными на него нагрузками, теперь, с больной головой, оно и вовсе их не вытянет.

Получается такая цепочка: нагрузка превышает возможности организма, возникает утомление, а так как обязанностей меньше не становится, утомление превращается в хроническое, начинает болеть голова и падает работоспособность. Теперь с нагрузкой справляться еще сложнее, усиливается стрессовая ситуация (бледными успехами недовольны и открыто высказывают свое недовольство и учителя, и родители), голова болит уже постоянно… В общем, порочный круг.

Терпеть головную боль ребенок не должен. С каждым приступом порог чувствительности будет снижаться и боль станет восприниматься острее. А хроническая головная боль — это изменение характера, усиление депрессивных черт, плохая работоспособность и в конечном счете — невозможность добиться успехов.

Болеутоляющая таблетка, конечно, облегчит сиюминутное состояние, но от причины боли не избавит. К тому же, как это ни парадоксально, при регулярном и бесконтрольном приеме таблеток боль может стать постоянной и будет переноситься еще тяжелее.

Так что, как ни крути, если у ребенка от уроков болит голова, надо его вести к врачу-неврологу.


С чего начать

Хороший врач вам скажет, что есть два пути решения проблемы: первый — оптимизировать нагрузки, второй — с помощью лечения повысить устойчивость организма к стрессам. Но второй путь не имеет смысла, если не будет пройден первый.

Итак, ваш первый шаг:

  • Учебные нагрузки придется пересмотреть. Исходите из правила приоритета. Что для вас самое важное? Хорошие отметки в школе? Тогда от дополнительных занятий надо хотя бы на время отказаться. Для вас главное — успехи ребенка в музыке, спорте или знание китайского? Тогда не обращайте внимания на тройки в школе. Но, как показывает практика, чаще всего бывает достаточно отказаться лишь от «китайского», то есть не загружать ребенка тем, что ему не так уж нужно и что трудно дается.
  • Вам кажется, что ребенок ленится, а он утверждает, что ему тяжело? Самостоятельно этот спор вы разрешить не сможете. Ребенок — всегда заложник родительских амбиций. Но те надежды, которые мы на детей возлагаем, часто оказываются для них непосильной ношей. Обратитесь к психологам, у них есть методики, чтобы определить, не предъявляете ли вы к наследнику завышенные требования, и есть схемы, которые помогут вам преодолеть конфликт.
  • Если ребенок сильно устает к концу недели, можно иногда в среду или в четверг сделать «разгрузочный» день. Пусть выспится, погуляйте с ним в парке или в лесу, только не ходите в кино или в театр, не разрешайте весь день сидеть у телевизора… Вечером приготовьте уроки на следующий день. Разумный педагог против такой передышки возражать не будет. Но «разгрузочные» дни не стоит устраивать слишком часто и принимать решение об их проведении должны только вы лично, иначе рискуете постоянно выслушивать: «А не прогулять ли нам школу? Я что-то неважно себя чувствую».
  • Разгрузили вы свое чадо или нет, легко узнать по тому, сможет ли он выполнять три непреложных правила:
      1. Ложиться спать в такое время, чтобы утром просыпаться отдохнувшим, выспавшимся.

      2. Все занятия и подготовку к урокам заканчивать за два с половиной часа до сна.

      3. Оставшееся время перед сном проводить в спокойных играх (но не на компьютере!), в чтении книг (но не из школьной программы!) или гуляя.

    Родители обычно скептически относятся к рекомендациям снизить нагрузки школьника, у которого часто болит голова, упорядочить его режим. Выход кажется уж слишком простым. Однако врачи знают: 7-10 дней такой жизни, когда учеба не вызывает хронического утомления — и у ребенка совсем другое состояние, другой внешний вид и другое отношение к учебе! Эффект от прогулки перед сном равен эффекту от приема двух таблеток, улучшающих обмен в головном мозге.


    Учимся расслабляться

    Если головные боли сохраняются, пусть и возникают реже, надо делать следующий шаг — приступать к лечению.

    В мировой практике принято с эпизодической головной болью напряжения бороться немедикаментозными способами. К ним относятся занятия с психологом (он поможет ребенку снять эмоциональный стресс), а также метод биологической обратной связи. Мы ощущаем боль, но не связываем ее с напряжением мышц головы, и так как это напряжение неосознанное, не знаем, как расслабиться. Однако, когда мышца напряжена, она вырабатывает электрические импульсы, которые можно «поймать». Если укрепить на голове больного датчик, он передаст электрические импульсы от напряженных мышц к прибору, который преобразует их в звук или в картинку на экране монитора. Теперь по громкости звука или по тому, как быстро порхают бабочки на экране (в программах для детей используются игровые образы), можно понять, насколько сильно напряжены мышцы и болит голова. Осознавая свое напряжение, ребенок под руководством врача учится расслабляться как мышечно, так и эмоционально.

    И только когда использованы все немедикаментозные методы, врач может назначить препараты, повышающие умственную и физическую работоспособность организма, его устойчивость к стрессам.


    Прямая зависимость

    Чем больше у ребенка неврологических проблем — у мамы были сложная беременность, тяжелые роды или он появился на свет в результате кесарева сечения, испытал при рождении гипоксию — тем ниже у него порог утомляемости, тем меньше должна быть учебная и психоэмоциональная нагрузка.


    Тревожный симптом

    Головная боль может быть симптомом серьезного заболевания. Срочно обратитесь к врачу, если:

  • Ребенок от боли запрокидывает голову.
  • Резкая головная боль возникла на фоне заболевания.
  • Боль уменьшается при изменении положения головы.
  • Голова болит утром и сопровождается рвотой.
  • На фоне головной боли ребенок ощущает головокружение, у него нарушены координация движений, зрение или слух, он апатичен или, наоборот, сильно возбужден.
  • Голова заболела впервые в жизни.
  • Головная боль возникает при физической нагрузке.
  • Ваш ребенок говорит, что ТАК голова у него еще никогда не болела.

    Смотрите также:

    • Умственная отсталость — не приговор! →
    • О чем мечтает сердце подростка →
    • Не шалость, а хорея →
  • Самое интересное в соцсетях

    Источник

    Если обучение, то есть чтение книг, работа на компьютере, практические занятия, вызывают сильную глазную и головную боль, повышают давление,то лучше не учиться?

    Может быть вместе с кошкой просто созерцать и беззаботно и безмятежно доживать свой период доживания, иногда вспоминая и гордясь прошлыми заслугами?

    Или, глотая таблетки, тупо учиться, превозмогая боль, надеясь, что в итоге «А вдруг получится!»

    Тяжело же расстаться с мечтой и признать себя отупевшей!

    С другой стороны, ведь признаешь себя уже не способной путешествовать и передвигаться.

    Может признав себя тупой, станет жить легче? Да и боли может быть не станет?

    Как быть в такой ситуации?

    P.S. Лично ко мне это не относится!!! У меня всё нормально!

    бонус за лучший ответ (выдан): 5 кредитов

    Эллин­а 11
    [433]

    3 года назад

    «Лучше не учиться» — это крайность. А вот остановиться и разобраться стоит.

    Головная боль и повышение давления, скорее всего, сигнализируют о протесте. То, что человек боится понять и забивает поглубже, начинает проявляться на органном уровне.

    Желательно спросить себя «а действительно я учу то, что мне интересно?», «я точно хочу этим заниматься?». И послушать свои ответы.

    Продолжать через силу — ничего хорошего не выйдет.

    Но и совсем ничего не делать — протест не исчезнет, ведь самореализациию никто не отменял.

    автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

    olgal­aura
    [7K]

    3 года назад

    Вполне вероятно, что обучение может вызывать головную боль. Ведь это умственная нагрузка и наш организм может просто с ней не справиться. Лучше всего узнать причину головной боли. А вдруг причина не умственное перенапряжение, а заболевание? Если нет болезни, то лучше меньше учиться. Здоровье дороже. Нужно больше гулять, общаться и получать положительные эмоции.

    Чупах­ина Татья­на Борис­овна
    [284K]

    3 года назад

    В Вашем случае лучше всего сходить к психиатру и озвучить свои жалобы, возможно, что помочь мозгу можно и у Вас закончатся боли и появятся силы учиться. а если психиатр скажет: «Да, учёба для Вас чревата тем и тем» Вы будете знать ответ специалиста и Вам легче будет смириться с ситуацией.

    Лучше всё знать чем надеяться на авось и оказаться на больничной койке в психиатрии.

    У меня 18 лет назад от сильного стресса отшибало память диагноз реактивное состояние и мне психиатр диспансера сказала фразу: «Запомни, что психовать тебе ни в коем случае нельзя» со временем я поняла, что и сильно радоваться тоже (крыша начинает шевелиться… очень неприятно), а городской психиатр запретил работать по профессии (я в прошлом секретарь-машинистка-стенографистка) сказав: «Разовые работы ты иметь можешь, а постоянную нагрузку и ответственность нет!»

    Здоровья Вам! Не бойтесь, пожалуйста, психиатра.

    Irish­kus
    [42.7K]

    3 года назад

    Это серьезный звонок от организма учащегося. Нужно не учиться переставать, а срочно заниматься своими сосудами головного мозга, чистить кровь. Иначе в один из подобных дней можно дождаться инсульта, при чем сейчас уже даже в молодом возрасте. Чаще ходить босиком по голой земле и получать магнитное поле от нее. И бывать в лесу, на море, где в воздухе много анионов. Также сходить на массаж воротниковой зоны.

    perec
    [37.8K]

    3 года назад

    Конечно, зачем учиться — ведь тяжело и голова болит.))

    Если есть на что жить, то можно и сидеть, или лежать, и смотреть телевизор… Не жизнь, а малина.

    Еще лучше, если и есть не надо было. На это ведь нужны денежки. А так бы можно было жить и не тужить.

    Суметь так жить — это еще надо суметь. Такая тоска.

    Если учиться не хочется и нету денежек, то тогда надо зарабатывать на жизнь дворником или грузчиком, а женщине работать уборщицей. И жить — не тужить и кошку гладить…

    Счастье-то какое.))

    Считаю, что в таком случае советы давать опасно. Очень хорошо бы определить причину болей, но это маловероятно, к сожалению. Просто я через это прошла и диагноз был мигрень, т.е. причину болей не установили, такой удобный диагноз. Сильные боли продолжались от 2 до 5 дней, потом все проходило. Но у меня и в мыслях не было прекращать обучение и работу.

    Pavel­B
    [1.5K]

    3 года назад

    Умственное напряжение может вызвать боль,так как идёт нагрузка на мозг.Но прежде чем обвинять во всём учёбу следует узнать, нет каких либо других причин головных болей.Во время умственных напряжений необходим отдых( в школе,к примеру, это перемены).Не стоит слишком сильно напрягать себя и вовремя отдыхайте.

    iri7k­a74
    [162K]

    3 года назад

    Лучше пройти сперва обследование у специалистов.Терапевт сам скажет каких врачей нужно пройти.

    Зачем сразу бросать учебу.Если человек хочет быть здоровым,то нужно думать о своем здоровье в первою очередь.

    Если головная боль постоянно присутствует,то срочно нужно к врачу.

    groza­eva
    [16.9K]

    3 года назад

    Смотря на что вы учитесь и зачем вам это нужно, если какой нибудь бред через интернет, то не стоит, чтение книг не должно вызывать давления, а работа на компьютере подразумевает перерыв каждые два часа. а лучше за ним и вовсе не сидеть.

    Ум это конечно хорошо, но мало кому с ним наоборот стало легче жить.

    Выберите для себя что то приятное, что не вызывает головной боли, если вот например меня что то увлекает, то я забываю обо всем, так и с вашим обучением, возможно вас это напрягает, вы учитесь через силу, для того, чтобы что то доказать или понять, не стоит.

    Знаете ответ?

    Источник

    16 сентября в Новосибирске на уроке танцев умерла 13-летняя девочка. Врачи полагают, что причиной внезапной смерти может быть и сердечная аритмия, а она, в свою очередь, появляется из-за нарушений нервной системы.

    Сначала предполагалось, что у девочки не было справки, дающей ей разрешение заниматься в танцевальном клубе. Однако выяснилось, что документы школьница предоставляла и была, согласно им, здорова. Как сообщал Лайф ранее, причиной внезапной смерти могла быть аритмия, порок сердца (если его вовремя не диагностировали), инфекция или оторвавшийся тромб. 

    Более 40% учащихся 6—9-х классов общеобразовательных школ в конце дня испытывают «из-за учёбы» головные боли. Об этом свидетельствуют данные исследования старшего преподавателя кафедры психологии образования Иркутского государственного университета Елены Аршинской (документ есть в распоряжении Лайфа). Оказалось, что больше всего страдают от усталости и больших учебных нагрузок восьмиклассники — они же чаще других (56%) иногда недосыпают из-за того, что нужно делать домашнее задание.

    Болит голова когда учишь уроки

    В исследовании приняла участие одна тысяча школьников — учащихся 6—9-х классов. Часть из них училась в обычных общеобразовательных школах, часть — в лицеях или гимназиях, а некоторые — в школах с углублённым изучением предметов. Выяснилось, что дети из последних двух групп устают от занятий меньше, несмотря на то что учебные нагрузки сильнее. 

    В конце рабочего дня более чем у половины опрошенных болит голова и больше 40% учеников общеобразовательных школ связывают недомогание с учёбой. Так ответило около 30% учащихся школ с углублённым изучением предметов и 35% лицеистов.

    Чаще всего испытывают недомогания восьмиклассники — в некоторых обыкновенных школах число жалующихся на головные боли достигает 84%. Эта же группа детей из-за того, что нужно делать домашнее задание, иногда недосыпает (56%). При этом самыми сонными на уроки приходят ученики 9-х классов — 41% таких ребят практически всегда жалуются на недостаток сна. 

    К концу недели чувствуют себя усталыми примерно одинаково все дети. И с возрастом уставших становится больше. 

    Болит голова когда учишь уроки

    — Я всю неделю жду выходных. Мама говорит, что я — сова: мне совсем не хочется спать после 11 вечера, и я не хочу вставать в 7 утра из-за учёбы. То есть я встаю, но мне тяжело. И эта усталость копится, — рассказывает ученик 6-го класса столичной школы Игорь. — После того как я прихожу из школы, мама просит меня делать уроки сразу, «чтобы вечер был свободный». Но я хочу отдохнуть и пытаюсь по-всякому отложить… В итоге мама жалеет меня, разрешает, но всё заканчивается тем, что я в половину одиннадцатого ночи ещё решаю задачи. Мама не отдыхает, и я над уроками уже сплю. Поэтому всегда жду субботы. 

    Автор исследования отмечает, что образовательный процесс можно назвать одним из факторов возникновения болезней, связанных с интеллектуальным перенапряжением. Причина многих недомоганий — неправильное распределение нагрузки в средней школе. При этом педагог обращает внимание, что эта проблема существовала всегда, в том числе и в XX веке.

    По мнению Аршинской, детей нужно учить «здоровьесбережению» — способности понимать свой организм и регулировать поведение, образ жизни в целях сохранения хорошего самочувствия и качества жизни. 

    Однако это не так просто. Согласно результатам опроса, чем старше ребёнок становится, тем реже он выходит гулять. И апогея эта негативная тенденция достигает снова у замученных уроками восьмиклассников. Только 27% из них заявили, что регулярно выходят на улицу.

    Возможно, дело в том, что школьников 12—14 лет родители ещё могут затащить в парки, а в 15 у подростков появляются уже наверняка свои интересы, которые редко лежат «в плоскости» тихих прогулок. Выходит, действительно, либо «куча домашки», либо — пора в кино, за компьютер или с друзьями в кафе…

    Болит голова когда учишь уроки

    Автор утверждает, что психологическому состоянию ребёнка уделяется мало внимания. Родители, педагоги и сами школьники думают прежде всего о физических недомоганиях. А потому страдает голова. Только 17% учеников общеобразовательных школ получают положительные эмоции от учёбы. Среди учеников спецшкол процент тех, кто любит ходить на занятия, также невелик — их 20—30%. 

    Детский врач-невролог Павел Соколов подтвердил, что усталость от занятий может привести к головным болям. При этом специалист также отметил, что это чревато более серьёзными заболеваниями для подростков.

    — Но не нужно всем сразу пенять на школу. Проблема прежде всего не в уроках, а дополнительных кружках. То есть первопричина — родители. Они сверх основной учёбы говорят детям ходить ещё куда-то… Усталость может породить невроз, а он уже, в свою очередь, нарушения вегетативной нервной системы, а она влияет на функционирование всего организма. Это чревато другими тяжёлыми заболеваниями — тут и гастрит, и язва, и сердечная аритмия.

    В свою очередь, врач-терапевт Рина Заславская считает, что нельзя обобщать школьников. По её словам, нужно учитывать регионы, в которых проживают дети (климатические условия), количество уроков в каждой отдельной школе, а также индивидуальные особенности организма. Причин, из-за чего болит голова, немало. 

    В 6—9-х классах у подростков начинается переходный возраст, то есть особый гормональный фон, который может у разных детей по-разному проявляться. Надо смотреть на каждого конкретного ребёнка — нельзя прогнозировать просто так развитие каких-то заболеваний, — сказала Заславская. 

    Председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин согласился с результатами исследования, однако отметил, что ответственность за перенагрузку лежит не только на системе образования и взрослых. 

    — Виноваты нередко и сами подростки: они неправильно распределяют своё время. Из-за чего, например, домашнее задание им приходится делать поздно вечером. Научившимся управлять этим временем уже в студенчестве будет проще, — говорит Панин. — Тем не менее нужно всё-таки после уроков детям хотя бы 1,5—2 часа отдыхать. Смена деятельности необходима.

    Болит голова когда учишь уроки

    При этом он отметил, что и в школах ученики должны разгружаться и помогать им должны в этом непосредственно учителя.

    Дети должны переключаться с одной деятельности на другую не только на переменах, но и во время уроков. И педагоги должны об этом заботиться. Например, для начальной школы есть норма, что во время занятий должна быть спортивная пятиминутка. Когда активность переключается с умственной на физическую, дети испытывают эмоциональную разгрузку. 

    Иногда, конечно, ребята могут не успевать делать вовремя уроки, если они, например, два часа после школы отдыхают, но это нужно. Усталость приводит к тому, что усвоение материала замедляется, к стрессам и уже, как следствие, к нехорошим заболеваниям.

    Источник