Болит голова при пении
Продолжение темы. Начало смотрите в предыдущей статье.
Теперь вернемся к определениям певческой опоры, с которых я начала, и разберем подробно, что нужно держать, что расслаблять и чем тужиться….
*****
Итак, то, что дышим мы все диафрагмой абсолютно всегда, так как это дыхательный орган, я думаю, повторять не надо никому.
Почувствовать опору на нее невозможно, зато возможно на поперечную мышцу, от которой она напрямую зависит, и ощущения которой многие принимают именно за ощущение диафрагмы. Когда диафрагма прогнулась — воздух вошел в определенном объеме (зависящем, кстати, от предшествующего выдоха), остановился или оперся, и в прежнем направлении его движение на этом, к счастью, заблокировалось. Остается только вернуться назад, то есть выдохнуть. Данное состояние технически соответствует понятию «опора».
Что будем дальше делать? Тужиться? Ну тогда получим эффект воздушного шара, если резко сдавить его… нет, не лопнем, конечно, но воздух сразу же растеряем (причем неизвестно, в каком направлении).
Тогда что, будем петь расслабленно?
Позволю себе здесь привести цитату вокального тренера Cathrine Sadolin, автора известной многим книги «Complete Vocal Technique» и создательницы одноименного вокального метода.
«Миф, основанный на том, что петь нужно совершенно расслабленно, сотворил много вреда. Согласно моему опыту вокальные проблемы рождаются чаще от недостатка энергии, чем от ее избытка. Когда начинающим вокалистам не удается взять высокие ноты, чаще всего это связано с их боязнью использовать физическую силу или же попросту потому, что им ее не хватает. Они ошибочно верят, что во время пения надо быть расслабленным, потому что так говорят…. Когда же учатся прилагать силу и потеть во время вокалирования, многие проблемы исчезают. Это утопия — верить в то, что вокал — спонтанный процесс, который не требует энергетических затрат! А кто хочет петь сложным стилем: агрессивным или мощным, придется потрудиться еще сильнее».
Упомянутый ранее «воздушный столб» должен поддерживаться чем-то, так чем же еще, как не мышцами, ответственными за расширение ребер, грудной клетки, шеи. Одновременно эти же мышцы отвечают и за осанку, что не случайно, так как вокалист, будучи сам музыкальным инструментом, должен сохранять «корпус» таким образом, чтобы не осложнять циркуляцию воздуха.
Этого не отрицает ни один вокальный педагог, правда, значительно упрощая смысл. Мол, достаточно просто выправить осанку и голос польется, как по маслу. Нет, ребята, не достаточно, приняв прямую позу без анкеровки вы получите ситуацию из известной басни Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь!» Хорошая осанка — не синоним анкеровки, а одна из составляющих.
Выравнивание тела, головы и шеи в сочетании с их тонусом, дает возможность и улучшить резонанс, существенно влияя на обертональную окраску.
*****
В нашей стране в современной или «легкой» (как сказал бы Новосельцев из всеми любимой комедии: «легонькой такой») музыке издавна сложилась традиция именно легкого пения: это и бардовское напевание, и романсы, и такая ностальгически-нежно-плаксивая эстрада, с целой эпохой в виде «миражей», «комбинаций», «блестящих», «ласковых маев», равно как и западной, но расцветшей пышным цветом именно в России, как «Modern Talking», Sandra, «Radiorama», «Fancy», «Joy» и проч., и проч.
Связано ли это с вокальными предпочтениями нашего менталитета или же с музыкальными вкусами — сказать трудно, но именно в силу этого возникла традиция «попсового мяуканья», вполне справедливо давшая повод для насмешек сторонников академического вокала.
Еще бы, ведь там не помяукаешь, академист без анкеровки петь просто не сможет, а тем более «покрыть своим голосом стадион»! Хотя это, впрочем, не отрицает знаменитого мифа о том, что «научившись академу, можно петь все». Ведь анкеровка — это только одна из составляющих вокала, и не дается «в нагрузку» к «куполам», «низкой гортани» и «округленному рту», как пшенка к красной икре. Именитые вокальные школы учат ей всех вокалистов, а не только классиков.
Дабы не быть голословной, сравните несколько видео с вокалистами, не использующими анкеровку (то есть поющими расслабленно) и владеющими ей (помогающими себе мышечной силой):
*****
Как я уже упоминала выше, анкеровке обязательно учат в академическом вокале, правда все это входит в понятие «певческой опоры» с объяснениями, часто мало дающими возможность вникнуть в суть. Отдавая себе отчет в том, что мышцы должны все же работать (несмотря на расслабленное пение…), преподаватели часто заставляют студентов Консерватории «пытаться поднять рояль», «сдвинуть стену», а дабы выровнять осанку — «представлять, что к макушке привязаны нитки, за которые кто-то тянет».
А вот профессор Franco Fussi, врач-хирург, специалист в области фониатрии и отоларингологии, работающий исключительно с академическими вокалистами известных оперных театров Италии, пишет об этом так:
«Давление и напряжение не являются синонимами: давление — это сбалансированное напряжение. Петь громко или тихо, высоко или низко, не задействовав давление, не возможно. Когда напряжение снято, получившийся в результате тренировок сбалансированный механизм производит звуки, которые кажутся легкими и свободными.
Эффект, родственный тому, что производит прекрасно натренированный скоординированный атлет. Необходимо помнить, что в искусстве все является продуктом артефакта: в данном случае того, насколько усвоена дисциплина по контролю каждой мышцы тела, чтоб создать иллюзию простоты и естественности. Без этой физической дисциплины искусство вокала не могло бы существовать.
Если бы преподаватели по вокалу здраво оценивали свой прошлый вокальный опыт, то вспомнили бы тот период, когда их голоса были ведомы чрезмерным физическим напряжением. Этот период необходим в вокальном развитии большинства вокалистов, потому что без этого физического «усилия» они никогда бы не усвоили мышечную дисциплину, которая дает им возможность познать и скоординировать между собой дыхательные и фонаторные силы.
Как бы то ни было, вокал — это абсолютно атлетическое действо, и советовать студенту создавать звук в расслабленном и естественном состоянии — это, мягко говоря, недоразумение.
С другой стороны, не сбалансированное и форсированное напряжение может нанести вред голосу.
Потому часто студенту-вокалисту ничего не остается, как самостоятельно искать необходимый фонаторный баланс, посредством телесных и внутренних ощущений, прислушиваясь к производимому звуку.
Занятия же вокалом должны преследовать цель научить студента правильному балансу между давлением, напряжением и сопротивлением, а также необходимой ловкости, позволяющей сочетать давление с сопротивлением при минимуме напряжения. Только это позволит опытному зрителю с прекрасным зрением не заметить усталости и страданий в теле вокалиста, а только то мышечное напряжение, что дарит пению ощущение естественности».
*****
То есть, вокальный процесс построен на балансе активации и расслабления, тем более, что большинство и других действий устроено таким же образом, благодаря мышцам-антагонистам. Когда одни мышцы активируются, другие расслабляются и наоборот. Так действуют, например, мышцы рук, ног при сгибании-разгибании и многие другие.
Когда необходимый баланс получен и применимо то самое выражение, что вокалист поет «не горлом, и не на связках» (корректнее было бы сказать не перегружает их), а «кладет звук на воздушный столб», создаваемый при помощи удержания его анкеровкой (то есть мышцами тела). При этом такое состояние опытный вокалист может воспроизвести абсолютно в любой позиции: сидя, лежа, танцуя, наклоняясь назад и вперед (правда, всегда сохраняя линейность головы, шеи и спины) и совсем не обязательно стоя по струнке. Ведь важны, как уже было обозначено, правильные пропорции и работа нужных мышц.
*****
А вот понятие «тужиться» я бы навсегда исключила из вокального лексикона, не потому что сноб, а потому что оно в корне не верно. Во-первых, это способствует вокальному зажиму, во-вторых, помогает именно выталкивать воздух назад, а не удерживать его.
Говорить: «Держи воздух, тужься и пой расслабленно» — все равно что: «Стой там — иди сюда!»
*****
Когда же нужно расслабляться в таком случае? Тогда, когда это логично, то есть когда нужно помочь воздуху войти в организм. Ведь если во время вдоха мышцы напряжены, то воздух не войдет. Хотя и тут не все так просто. Чтобы воздух вошел, нужно еще, как говорят педагоги, «раскрыть горло» или «не зажимать гортань», предлагая для этого панацею от всех «бед»: «вокальный зевок».
Безусловно, он способствует этому, хотя одновременно тянет за собой и остальную «связку» из понижения гортани, «купола» и округления рта. Если кому-то не по вкусу такой набор, то нужно просто научиться раскрывать ложные связки. Но, возвращаясь к зевку, будет справедливо сказать, что это не такое уж и расслабленное действие, так как и расширению «горла» способствует активация определенных мышц, раздвигающих ложные связки.
Если этого не произойдет, то вокалисту придется всасывать воздух, подобно пылесосу, астматику или утопленнику, что часто приходится и наблюдать. Ведь в обычном режиме молчания или разговора ложные связки пребывают в нейтральном состоянии, а у кого то и в несколько сжатом.
Когда вы находитесь в состоянии эмоционального стресса, как то — страх, сильное волнение, радость и т.п., мышцы сжимаются, не пуская воздух, а заодно и создавая пресловутый «ком в горле». Это совершенно справедливо заметил и уже упомянутый ранее дедушка Крылов: «От радости в зобу дыханье спёрло»…
Неопытный исполнитель испытывает эмоциональный стресс перед выступлением, отдавая себе отчет в собственных несовершенствах и боясь не оправдать ожидания публики по поводу своего «ангельского голоска». Дыхательные мышцы сжимаются, препятствуя вдоху, равно как и ложные связки, и, начиная петь, он скорей всего именно «каркнет во все воронье горло». Потому так и важен мышечный контроль, в том числе анкеровка, это позволяет управлять собственным организмом, а не пить валерьянку стаканами.
*****
Полное отсутствие анкеровки влияет также на интонирование. Анкеровка же, в частности — головы и шеи, придает стабильность и силу голосу, помогает устранять его «сломы» и «киксы», а также непредвиденную смену тембра, или вокальности.
Очень странно, что даже многие известные западные школы учат искать баланс между звуком и выдохом, учат «сдерживать» и экономно расходовать воздух, ни слова не говоря при этом об анкеровке… Так же как и преподаватели, требуя от вокалиста «поднять мягкое нёбо», не объясняют, почему-то, через какие действия это можно осуществить.
А ведь и это тоже — анкеровка головы и шеи! Зевок, кстати, далеко не самый эффективный прием для этого, как в связи с его «комплексным» воздействием, так и потому, что поднять им нёбо возможно только зевая очень активно, как крокодил.
Да и не в подъеме дело, а в тонусе мышц, так как именно они помогают нёбу закрыться (см. статью «Про мягкое нёбо замолвите слово»), а главное, удерживать его в таком состоянии.
Что толку, если вокалист поднимет нёбо, смачно зевнув перед началом песни, а потом в процессе оно снова опадет? Если вокалист не способен удерживать в тонусе мышцы головы и шеи, то скорей всего так и произойдет.
Также верно, что анкеровка головы и шеи хоть и используется для получения сильного голоса (певческого и разговорного), но также влияет на большую «интенсивность» и четкость тихой фонации, что тоже важно. Публика должна слышать вокалиста даже тогда, когда он поет тихо, а также понимать слова.
Анкеровка тела, в свою очередь, придает фонации энергию, силу и поддержку. Оба вида анкеровки улучшают качество любой фонации, а для таких интенсивных, как опера и бэлтинг, являются обязательными!
*****
Анкеровка постепенно укрепляет и сами мышцы. Профессиональные вокалисты-исполнители, как и спортсмены, обладают развитой мускулатурой, только своей, специфической, то есть вокальной. Поэтому профессиональный вокалист, как и натренированный спортсмен, перестает чувствовать нагрузку там, где вокалист-дилетант или неспортивный человек испытывали бы чудовищный труд.
А поскольку память у многих короткая, то на вопрос о том, как же они так поют, большинство вокалистов отвечают: «Свободно и легко!»
Так что важнее, «опора» или «поддержка»?
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник
Источник
Что такое «Голосовой (вокальный) зажим«? Вы наверняка слышали про это понятие, а, раз Вы зашли на этот урок, испытывали вокальный зажим на себе.
Почему возникает голосовой зажим?
Голосовой зажим — это, в большинстве случаев, зажим психологический. Казалось бы, при чем здесь психология?
Зажим идет из детства. Поначалу мама запрещала нам кричать и плакать в общественном месте при людях, потом мы сами себя начали сдерживать, например, когда нас чем-то обидят или нам больно, вместо того, чтобы закричать или заплакать, мы стискиваем зубы и молчим, чтобы лишний раз на нас не обращали внимания.
Почему возникает голосовой зажим?
Если Вы поете дома, то еще зажим может быть от того, что Вы боитесь петь громко: А вдруг, соседи за стенкой услышат? Или родители в другой комнате? И вы сдерживаете голос, чтобы он звучал, как можно тише. Знакомо ли Вам то, о чем я говорю?
Вокальный зажим очень мешает пению: устает горло в районе шеи, даже не устает, а болит, даже при непродолжительном пении. Голос получается некрасивым, несвободным, порой гнусавым. А высокие ноты вообще становятся писклявыми и непонятно какими.
Вообще опасно петь, если Вы имеете голосовой зажим. Потому как долго Вы так не пропоете. Голос сядет, высокие ноты Вы вообще не сможете брать. Также, в результате пения с зажимом Вы можете заработать узлы на связках, избавиться от которых можно только хирургическим путем. Но не стоит пугаться раньше времени, давайте лучше разберемся, как устранить голосовой зажим и петь свободным голосом ????
Как освободить голос?
Далее приведены некоторые упражнения и советы, которые помогут освободиться от голосового зажима.
1. Обязательно пойте на опоре (см. урок «Вокальная опора. Как самостоятельно поставить голос?»). Тем самым Вы уберете излишнее напряжение на горло, и все напряжение будет отдаваться опоре (диафрагме).
2. Так как зажим голоса — это больше психологический зажим, который происходит от того, что Вы стесняетесь петь, — загляните страху в лицо! Пригласите родителей или родственников, чтобы они послушали Ваше пение. Поначалу, возможно, Вам будет страшновато это сделать, но потом Вы почувствуете такое облегчение, что сами будете просить родителей, чтобы те послушали, как Вы поете. Вам это понравится, а зажим начнет проходить.
3. Пойте громко! Пойте так громко, как нужно, и не обращайте внимания на соседей. Но не переусердствуйте, всего должно быть в меру. Если Вы будете петь черезчур громко, то это может плохо отразиться на Вашем голосе. Опять же, не забывайте об опоре, чтобы эта «громкость» создавалась не горлом, а опорой. Должен напрягаться живот при пении, но никак не горло или шея.
4. Следите за кадыком. Вы, наверное, что, чем выше Вы поете, тем выше поднимается Ваш кадык? Если нет, то проследите за этим. А кадык как раз-таки подниматься не должен. Он должен оставаться на месте, быть неподвижным, допустимы только незначительные его движения.
5. Расслабляйте гортань. Для того, чтобы расслабить гортань и освободить голос — зевайте! В одном из уроков по вокалу я уже говорил об этом. Ведь действительно, это упражнение очень действенное, хоть и простое до ужаса.
Зевайте, чтобы расслабить гортань
Еще лучше, если Вы будете зевать, озвучивая это голосом вслух (то есть, озвучивайте выдох). Многие говорят, что это получается громко — так и должно быть.
6. Пойте так, как говорите. Еще одна причина голосового зажима состоит в том, что вокалист-новичок при пении пытается перестроить свой голос, сделать его отличным от обычного, разговорного. Пойте так, как говорите! Не нужно как-то пытаться изменять свой голос, когда поете. Кстати, именно этот факт помог мне преодолеть голосовой зажим. Я всегда пытался перестроить свой голос при пении, сделать его красивее, из-за этого кадык у меня сильно поднимался вверх, аж чуть ли до мозга не доставал) Но потом я прислушался к данному совету, который я нашел где-то в интернете, и стал петь таким голосом, каким обычно говорю. Просто делайте из своего обычного голоса — растяжные ноты.
Возьмите любое слово и говорите его на распев обычным голосом. Например: ТА-реэээл-ка. Растягивайте слог «ре». Делайте это на той высоте, на которой Вам удобно. Поначалу делайте это на высоте обычного разговорного голоса. Потом пробуйте подниматься выше, но сохраняйте разговорный голос, не перестрайвайте его. Голос привыкнет, и потом любые песни Вы будете петь свободно, как говорят, «в речевой позиции».
Бонус: Видео «Как не бояться соседей во время пения?»
Это еще не все! Напоследок я выложу видео одного педагога по вокалу — Василия Кашеварова, которое расскажет Вам о том, как перестать бояться соседей во время пения дома?
Заключение
Переходим на следующий урок, где мы с Вами подытожим все наши полученные знания из уроков и разберем такой вопрос: «Как заниматься вокалом дома?».
Источник
Короче научился я кое-как (спасибо 0тцу), но теперь после непродолжительного гроулинга в груди появляется боль. Перерыв в несколько дней не очень помогает. Боль слегка утихла, но как еще раз попробовал — сразу возобновилась. Это я так проверил, что боль именно от гроула, а не какой-нибудь там прострел или потяжение мышц. Очаг боли аккурат посередине грудины.. типа в центре воображаемой линии, соединяющей соски :))
Что делать, не знаю :((
()тец тоже репу чешет.
У меня были боли, причем очень сильные и резкие в области солнечного сплетения. появлялись после скрима.. В самом начале репетиции.. Проходили после небольшой передышки и после второй — третьей песни.. Думав, почему они появились, я пришел к выводу, что это у меня при скриме заработала диафрагма и так, как это отчасти мышца, то закономерно, что заработав с непривычки она заболела.. Это как ничем не заниматься, а потом сделать 200 приседаний — потом непременно заболят ноги… Может быть у тебя нечто вроде того же происходит…А может быть вследствие интенсивного сжатия груди от мощного выталкивания воздуха при гроуле защемляется там какой нибудь нерв… Хз попробуй перейти на диафрагмальное дыхания, там грудь намного меньше задействуется и задеваютя процессом преимущественно нижние ребра…
а у меня ничего не было.)
кстати,это может быть боль в сердце…у меня такое было…от мощного потока воздуха,давление начинает зашкаливать,и сердце болит…от такого и сознание потерять не долго…а тем более если с сердцем итак имеются проблемы…
я сначала тоже понять не могла,что это болит,врач объяснил,это типа правая половина сердца болит,и по нервам в центр груди отдает….
так что советую сердечко поберечь,ну или как я, нервишки подлечить))
Алексей.. блин.. да я и так со связок еле еле снял напряжение в грудь (хотя пытался в живот), а теперь получается надо еще с груди в живот? ппц.. запарился я конкретно.
Ксю Ха.. хмм.. допускаю такую возможность, однако с насосом все тьфу тьфу тьфу.. но даже если так, то что в этом случае делать? Перестать пытаться?
Может я все-таки что-то не так делаю??
Хм… Почитай тему про упражнения с сайта роквокалист ру, лишним не будет.Там именно про дыхательные посмотри… А вообще рекомендую(всем рекомендую) пойти позаниматься с педагогом чистым вокалом. Академическим или эстрадным(не помню, какой раз я уже это говорю). Мой выбор — эстрадный, хотя это мое личное мнение.
если честно,я и не знаю что тебе посоветовать,тут нужно точно выяснить причину…
но лично у меня после 2 месяцев принятия всяких там успокоительных (в разумных дозах, разумеется))) все прошло,и сейчас все оч даже замечательно!=)
тьфу его,чтоб не сглазить….
Взял на себя ответственность немного переиначить название темы..Ну чтобы пожила подольше…Никто не против?
У меня раньше, когда резко усиливал поток воздуха вдруг резко схватывало правую часть поясницы, как будто бы сводило мышцы. Сейчас стал грамотно распределять дыхание — все прошло!
Ну думаю боли и дискомфорты можно на два вида классифицировать:
1 когда мы что то делаем неправильно
2 Когда мы делаем правильно и что то раньше не работавшее начинает работать…
думаю одни от других можно при желании отличить…
А у меня раньше сильно голова кружилась, не иначе от недостатка кислорода. Но сейчас такого даже на полуторачасовых репах нет.
Это дыхание просто начинало правльно работать, а когда все устоялось, голова кружиться перестала..У меня вот щас на репах кружится… Правда потом что скоро выступление, а согрупники говорят, чтоб уже сейчас поведение на сцене отрабатывать… Вот приходится интенсивно размахивать патлами=) По кругу и не только =)
Фарид ۞Fred۞ Байрамов болят у тебя вероятно бронхи, либо сердце сердечная мышца, вероятно ты штото долго делал неправильно, ли бо хз,
при дыхании боли возникаютусиливаются?
Андрей.. ты, видимо, первый, кто правильно оценил мою ситуацию.
Расскажу по порядку. Сначала я не умел вообще расщеплять, делал все на связках. После пары занятий с Ильей я понял свою ошибку: я не выдыхал силой воздух (проверяли просто поставив ладонь ко рту, когда гроулю, — никакого воздушного потока). В итоге с трудом переучился. Но сразу же начались боли в груди. Ты правильно сказал, при дыхании боли усиливаются, но не сразу… то есть выдыхаешь.. и оно наступает секунды через 3-4.
Я сначала сбросил темп, а потом совсем перестал практиковаться. Через какое-то время (~2 недели) попробовал записать пару партий, боль опять появилась, наряду с «бронхами» ощущал покалывание в сердце. Перестал. Бронхи унялись вроде унялись (хотя дискомфорт есть), но вот уже 1.5 недели болит сердце, ЧЕГО НЕ БЫЛО НИКОГДА В ЖИЗНИ!!! Оно у меня реально здоровое, неужели несколько дней гроула его посадили?
:((
понимаеш тут трудно сказать, я не врачь, но боль в груди это далеко не обязательно боль в сердце, может у тебя грудной острехондроз, или что либо с органами дыхания, в любом случае если боли сильно беспокоят СХОДИ К ВРАЧУ это самый ценный совет который я тебе могу дать. Гроул так не может угробить сердце, да по сути вообще никак не может=)
но в принципе попробуй прекратить пока занятия на недельку посмотри если пройдет, то попробуй снова не надрываясь, при гроуле не надо усераца с силой толкать воздух
Хм… Есть еще такая штука, как межреберная невролгия… Это где то там нервик пережимается и ппц.. Боли такие, что даже врачи могут за сердечные принять.. Поэтому без кардиограммы зачастую не разберешься… У меня такая фигня была, правда не из за гроула.. Я бы тревогу забил, но благо дело болело с праой стороны. Мож у тебя из за интенсивных движений грудной клетки такое произошло.. А вот бронхи.. Я хз…Моя недавняя простуда «благополучно» переросла в бронхит, теперь с утра дышать затруднительно, свисты и хрипы в бронхах, но болей нет(разве когда сильно кашляю) но пою нормально в принципе… ничего особого.. Только иногда откашливаться приходится. Лечусь антибиотиками и БРОМГЕКСИНом. последний позволяет мокрОту из бронхов вывести и откашляться нормально…
у меня тож такое было, кста, сделал кардиограмму сказали все в поряде, это может быть изза переутомления или отсутствия физических нагрузок, у меня это было изза сессии и диплома=) шас все прошло=) и недавно еще горло болело целый месяц какаято ифекция пришлость глотать атибиотики, но ша ниче потихоньку снова рычу, главное не ебать себе мозг,и все пройдет на худой конец почти все реально вылечить
Нда, сессия, диплом… Какие страшные слова… Мне до 15 нужно будет 2 экзамена и курсач сдать…И еще отчет по практике… Как бы вообще в психушку на почве этого не слечь…Нервы да, огромную роль играют… Все что я пел чистым вокалом- когда был стрес или просто головняк большой получалось полное говно…
Так, не надо про учебу… Душу не травите. Все завтра…
бля самое херовое што я диплом так и не сдал xDDD
Источник