Болит голова в школе что делать
Что делать при таком недуге и как его предотвратить
Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.
Характеристика головных болей
У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.
Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.
Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.
Диагностика головных болей напряжения
Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).
Лечение головных болей напряжения
Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:
- Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
- Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
- Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
- Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
- Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
- При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
- Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
- Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
- Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
- При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
- Медикаментозное лечение.
Профилактика головных болей напряжения
Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.
Будьте здоровы !
Запись к неврологу клиники «Доктор лор» кандидату медицинских наук — Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.
Пр.Строителей,10
Официальный сайт
https://www.clinic-doctorlor.ru/
Группа вконтакте
https://vk.com/doctorlor_uu
Необходима консультация специалиста
Источник
Автор статьи
Врач высшей категории. Руководитель лаборатории. Диагност
Школьники могут часто жаловаться на головную боль: кто-то, конечно, симулирует ее, чтобы пропустить самостоятельную работу по физике, а кто-то говорит серьезно и мучается на уроках. Родители тоже могут реагировать на эти жалобы по-разному. «Голова у тебя болит, потому что на свежем воздухе не бываешь! Марш гулять, само все пройдет!» — скажут одни. «А если это какое-то серьезное заболевание? — подумают другие. — Нужно немедленно показать ребенка врачу!»
Марина Вершинина, эксперт Центра молекулярной диагностики CMD Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, помогла «Летидору» разобраться в причинах появления головной боли у детей школьного возраста, а также назвала симптомы, при которых нужно срочно обращаться за медицинской помощью.
При появлении головных болей у ребенка родителям стоит придерживаться золотой середины: не игнорировать жалобы малыша, но и не паниковать без особой на то причины.
Головные боли у детей случаются достаточно часто. Если среди дошкольников на боль и неприятные ощущения в области головы жалуются 3-8% малышей, то в подростковом возрасте периодическое возникновение головных болей отмечает большинство детей (по данным разных исследований 57-82%).
К счастью, почти во всех случаях прогноз благоприятный, и при правильно подобранном режиме дня, сбалансированном питании, после оптимизации учебных нагрузок, назначении лекарств (при необходимости) удается достичь значительного улучшения.
Если головная боль — симптом другого заболевания
Пьете таблетки от головы?
ДаНет
Прежде всего разберем те ситуации, которые требуют обязательного обращения за медицинской помощью. Головная боль часто является симптомом какого-либо заболевания.
- При инфекционных заболеваниях (например, при гриппе, ОРВИ) головная боль может возникнуть на фоне общего недомогания, повышения температуры тела, интоксикации.
При острых отитах и синуситах (гайморитах, фронтитах) головная боль может быть довольно интенсивной, часто она усиливается при физическом напряжении, а также когда ребенок кашляет, чихает, наклоняет и поворачивает голову.
При менингите головная боль может появиться внезапно, на фоне рвоты фонтаном, резкого подъема температуры.
Головная боль может быть признаком повышения внутричерепного давления (из-за нарушения венозного оттока или формирования объемного новообразования). В этих случаях головная боль возникает утром, после ночного сна, может сопровождаться тошнотой, усиливаться при кашле, подъеме по лестнице. Такого рода боли, связанные с внутричерепной гипертензией, могут ослабевать в течение дня.
Кроме того, головная боль может появиться после травмы. Иногда ребенок не придает значения тому, что упал, ударился головой, поэтому при сильной головной боли родителям стоит уточнить этот момент. И если травма была, то обратиться к врачу.
Первичные головные боли
Также у детей могут возникать эпизоды головной боли, которые не связаны с какими-либо заболеваниями. Это первичная головная боль, к разновидностям которой относят мигрень и головную боль напряжения.
- Мигрень — это периодически повторяющиеся приступы интенсивной, пульсирующей головной боли, локализованной преимущественно в одной половине головы.
С чем это связано? Вот даже себя помню,к концу уроков начинала болеть голова.
Нагрузка, шум, галдежь, это не только у учителей голова раскалывается, но и учеников.
Плохо выспались, плохо завтракали, добирались на транспорте, жаркий класс, запертый в плане свежего воздуха, кондиционера нет же, и проветривать не каждый учитель даст, чтоб не просквозить и себя и детей.
Уроки — смена занятий, писанина, ответы, бубнение учителя, даже в институтах, то лекции, то семинары, чтоб отдыхали студенты, а в школе каждый день и пишут, и отвечают, то срез знаний, то тесты, то к ЕГЭ подготовка. Вот пели, потом физкультура, и опять уроки — математика или история. Перекусили что-то в столовой, или сами купили себе булочку, или жвачку. Это не еда.
Организщм детский устает, он бы покушал хорошо, да отдохнул от нагрузки, а у него еще последние уроки, шумная перемена, домой доехать надо. И дома дела, кружки, уроки, Интернет, собака возможно и прогулка с ней, в магазин сбегать и тд.
Что делать при таком недуге и как его предотвратить
Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.
Характеристика головных болей
У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.
Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.
Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.
Диагностика головных болей напряжения
Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).
Лечение головных болей напряжения
Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:
- Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
- Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
- Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
- Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
- Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
- При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
- Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
- Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
- Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
- При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
- Медикаментозное лечение.
началось это после летних каникул, осенью, Где-то, недели через две, может, месяц. она приходит домой и жалуется, что у нее постоянно болит голова, ничего делать не может, часто спит, но это не помогает. даже на следующий день голова не проходит. Где-то через дня два без учёбы она прекращает болеть. думали, что пройдет, но что-то затянулось. может это быть нервное или переутомление? у кого бывало, расскажите, что делать?
Эксперты Woman.ru
Узнай мнение эксперта по твоей теме
Светлана Михайловна Белова
Психолог, Детский психолог Эрготерапевт. Специалист с сайта b17.ru
Наталья Маратовна Рожнова
Психолог. Специалист с сайта b17.ru
Мачнева Диана Олеговна
Психолог, Интегральное нейропрограммирование. Специалист с сайта b17.ru
Лебедева Елена Владиславовна
Психолог. Специалист с сайта b17.ru
Елена Машицкая
Психолог. Специалист с сайта b17.ru
Саратовцева Елена Викторовна
Психолог, Гипнолог Мастер НЛП. Специалист с сайта b17.ru
Воробьева Юлия Николаевна
Психолог. Специалист с сайта b17.ru
Хайруллина Роза Ринатовна
Психолог. Специалист с сайта b17.ru
Лазарева Надежда
Психолог, Психолог-консультант Антрополог. Специалист с сайта b17.ru
Шелудяков Сергей
Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru
Пусть не парится, списывает из гдз, на контрольных тоже. На 3 ОГЭ напишет, а больше и не надо.
А к врачу вы почему ребёнка не ведёте ?Что угодно ведь может быть .
У меня было, в выпускном классе нагрузка была колоссальная, домой еле приходила, голова раскалывалась просто и никакие таблетки боль не снимали. В ообщем мне помогли таблетки «омарон» курсом, одна утром, одна вечером.
А зачем ей школа? Будущей эскортнице нужны совсем другие навыки.
это она на погоду реагирует, наверное
Лучше вместо школы, чтобы она не утомлялась, водите ее по магазинам, салонам красоты, тренингам. Ведь она у вас самая-самая и достойна самого лучшего!
Похожие темы
обратитесь к школьному психологу для начала. вероятнее всего— это психосаматика (пусть психолог проверит личностную и ситуативную тревожность, и проведет консультацию на счет проблем и переживаний связанных со школой)
Еще кстати могут быть проблемы со зрением, иногда небольшой даже минус при напряжении глаз провоцирует головные боли. Вообще верно говорят, к врачу сходите, причин много может быть. Хотя описали один в один мой случай, я выше отписывалась
ну у меня такое было на сложной сессии, такой мозговой штурм был, что ничего не можешь. Пары по 11 часов, ничего не соображаешь и не можешь просто воспринимать хоть какую то информацию. Постоянная головная боль.
У моей дочери было похожее состояние, только весной, под окончание учебного года. Сопровождалась боль ещё пониженной температурой — в районе 35.5. Всех врачей обежали, ЭКГ, ЭФГ, анализы сдавали, УЗИ делали, всё в норме. Врачи сошлись на обычном переутомлении, ОЧЕНЬ напряженная учеба, я вешалась, как помощник, что уж про детей говорить. Прошло только с наступлением каникул ????????♀️
Надо посоветоваться с врачом, возможно, изменить питание и курс витаминов.На каникулы — полноценный отдых
Школьная программа рассчитана на очень среднего ребёнка, если она так переутомляется или напрягается, то значит, что у неё способности сильно ниже среднего, гранит науки грызть нечем. Пусть осваивает какую-нибудь рабочую специальность, типа парикмахера или штукатура. А если с мозгами все не так плохо, то пусть не ноет и учится. Проверьте ее распорядок дня, ребёнок должен высыпаться, достаточно ли она бывает на воздухе, режим питания и достаточно ли она пьёт воды.
Школьная программа рассчитана на очень среднего ребёнка, если она так переутомляется или напрягается, то значит, что у неё способности сильно ниже среднего, гранит науки грызть нечем.
Голова может болеть по многим причинам:ВСД,шейный остеохондроз,несоблюдение режима сна и отдыха,анемия,внутричерепное давление и ещё ряд причин.Нужно идти к неврологу и полностью обследоваться,сделать рентген шеи,МРТ головного мозга,УЗИ сосудов шеи и головы,энцефалограмму и др.Только потом назначать лечение,возможно это будет курс ноотропов,а может и валерианы достаточно.По интернету такие дела не решают.
у м еня сын в 7 классе,когда вижу что они по алгебре проходят в тетради и у меня начинает голова болеть. это д надо такой хренью детям голову забивать!!
Школьная программа рассчитана на очень среднего ребёнка, если она так переутомляется или напрягается, то значит, что у неё способности сильно ниже среднего, гранит науки грызть нечем. Пусть осваивает какую-нибудь рабочую специальность, типа парикмахера или штукатура. А если с мозгами все не так плохо, то пусть не ноет и учится. Проверьте ее распорядок дня, ребёнок должен высыпаться, достаточно ли она бывает на воздухе, режим питания и достаточно ли она пьёт воды.
у м еня сын в 7 классе,когда вижу что они по алгебре проходят в тетради и у меня начинает голова болеть. это д надо такой хренью детям голову забивать!!
Мамочка, идите к врачу срочно! дай бог если у вас «просто» какой-нибудь ВСД. У ребёнка моей знакомой (10 лет) недавно менингит диагностировали ????
Даже врачи не могли поставить диагноз несколько дней! голова болит, температура — ой, у ребёнка ОРЗ. Потом кто-то додумался. ребёнок сидит теперь в больнице, был 3 дня в реанимации, сейчас вроде отпустило. Я конечно не думаю что у вас всё так плохо (от менингита там голова к концу не просто болела, а раскалывалась). Но мало ли чего ещё.
Да действительно! Зачем вашему сыну эти непонятные закорючки? Пусть бросает эту вашу школу и идет работать грузчиком или охранником.
А зачем ему эти закорючки, если его будущая профессия не будет связана с алгеброй? Таких профессий большинство. Школа дает 90% бесполезной информации, которая никогда в жизни не пригодится.
Не теряйте время, сведите дочку к врачу. К невропатологу и сосудистому. Если это мигрень от усталости-это одно, а если что-то с сосудами, время работает против вас. Пусть дочка побольше гуляет в хвойном лесу, поменьше сидит за компом или смартфоном. Но рекомендация врача на первом месте.
Это может быть все, что угодно. Нужно хорошее обследование и опытный врач. Когда у меня были головные боли на фоне хронической нехватки кровообращения головного мозга, я пила таблетки церепро, которые назначил мне врач. Но выяснилось это все только после обследования. К концу лечения восстановили мозговое кровообращение и прошли боли. Важно установить причину.
Это может быть все, что угодно. Нужно хорошее обследование и опытный врач. Когда у меня были головные боли на фоне хронической нехватки кровообращения головного мозга, я пила таблетки церепро, которые назначил мне врач. Но выяснилось это все только после обследования. К концу лечения восстановили мозговое кровообращение и прошли боли. Важно установить причину.
Модератор, обращаю ваше внимание, что текст содержит:
Жалоба отправлена модератору
Страница закроется автоматически
через 5 секунд
Форум: здоровье
Новое за сегодня
Популярное за сегодня
Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.
Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.
Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.
Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.
Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)
на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.
Copyright (с) 2016-2019 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»
Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»
(15 оценок, среднее: 3,25 из 5)
Загрузка…
Источник