Болят голова и зубы в самолете
По данным зарубежных исследователей, 35 % пассажиров самолетов отмечают головную боль в течение полета.
В большинстве случаев эта боль не является серьезной проблемой и легко снимается привычными лекарствами.
Однако выбор конкретного препарата зависит от причин, которыми она вызвана.
Виды головной боли при перелете
Важно: в этой статье не обсуждаются случаи интенсивной головной боли, возникшей впервые, сопровождающиеся повышением артериального давления, судорогами, потерей сознания, слабостью в конечностях. Все эти случаи требуют немедленной консультации врача.
Самыми частыми видами головной боли при перелете являются головная боль напряжения и мигрень, поскольку полет, как правило, сопровождают сразу несколько провоцирующих факторов: страх полета, переутомление, недосып и неудобная поза.
Еще одной распространенной причиной головной боли у пассажиров являются различные заболевания околоносовых пазух. Это связано с тем, что при таких заболеваниях давление в околоносовых пазухах не успевает адекватно изменяться при наборе высоты или снижении самолета. Повышенное давление в пазухах может раздражать различные типы рецепторов, а также вызывать повреждение сосудов слизистой оболочки, провоцируя боль различного характера. В частности,описан случай развития высокоинтенсивной громоподобной головной боли в лобной области из-за кровоизлияния в лобную пазуху.
Выделяют также особую группу головных болей — боли, связанные с перелетом в самолете, которые возникают только во время полета (в том числе при взлете и посадке) и не беспокоят в обычной жизни.
Первый случай так называемой головной боли при взлете и посадке самолета (airplane headache) был зафиксирован в 2004 году, а критерии диагноза были предложены в 2007-м.
Особые характеристики — интенсивная головная боль в области глаза и лба, за глазом, односторонняя. Пациенты описывают ее как жгучую, пульсирующую, простреливающую. Продолжительность боли — до 30 минут. Других сопутствующих симптомов, таких как тошнота, рвота, свето- и звукобоязнь, нет. Боль возникает при взлете или посадке самолета, причем чаще всего при посадке. Страдают обычно молодые мужчины. Описаны редкие случаи подобных болей у детей. Как правило, боль возникает внезапно и проходит самостоятельно после посадки. При обследовании не обнаруживается никаких патологических изменений.
В 2016 году в Дании было проведено исследование, в котором приняли участие 254 пассажира. Испытуемым предлагалось заполнить специальную анкету для оценки жалоб и симптомов. Были получены интересные данные: в течение полета у 24 % развился приступ мигрени, у 22 % развилась высотная головная боль (другими словами — горная болезнь, комплекс симптомов, развивающихся при нахождении на высоте более 2400 м) и только у 8 % пассажиров развилась головная боль, соответствующая критериям головной боли при взлете и посадке самолета. В этом исследовании было показано, что «взлетно-посадочная» боль чаще встречается у людей, страдающих мигренью в обычной жизни.
Механизмы головной боли при взлете и посадке на сегодняшний день пока недостаточно понятны. Одна из наиболее вероятных гипотез — изменение тонуса сосудов головного мозга, которые при расширении под действием меняющегося атмосферного давления раздражают веточки тройничного нерва, тем самым провоцируя боль. Другой предполагаемый механизм — раздражение веточек тройничного нерва в слизистой оболочке околоносовых пазух.
Лечение «взлетно-посадочной» и высотной боли
Достоверно известно, что эта боль эффективно снимается приемом парацетамола или триптанов (препаратов, разработанных для купирования приступа мигрени). Согласно международным рекомендациям, для предотвращения этого вида головной боли данные препараты следует принимать за полчаса до планируемого взлета или посадки.
ВНИМАНИЕ! Триптаны принимают только после установления диагноза и по рекомендации врача.
Еще один вид головной боли, возникающей при перелете, — высотная головная боль (high altitude headache). Эта боль двусторонняя, высокой интенсивности, усиливается при движении, кашле, чихании, развивается в течение 24 часов после подъема на высоту более 2400 м и проходит спустя 8 часов после спуска. Этим видом головной боли чаще страдают молодые женщины. Лечение включает прием нестероидных обезболивающих препаратов (парацетамол, ибупрофен) и потребление достаточного количества жидкости.
Основным механизмом развития высотной головной боли является гипоксия (недостаток кислорода). Этому недугу подвержены люди с повышенной чувствительностью к гипоксии. Предполагается, что вероятность развития головной боли во время перелета напрямую зависит от типа самолета.
Когда обязательно нужен врач
Правильно определить тип головной боли и поставить диагноз может только врач после соответствующего опроса и обследования. Если у вас во время перелета возникли необычные головные боли, боли высокой интенсивности, а также сопровождающиеся какими-либо дополнительными симптомами (тошнота, рвота, изменение полей зрения, зрительные иллюзии, слабость в какой-либо части тела, ощущение бегания мурашек), необходимо незамедлительно обратиться к врачу!
Будьте здоровы!
Мария Мещерина
Фото istockphoto.com
Товары по теме: Парацетамол, Ибупрофен, Кетопрофен, Кофетамин, Суматриптан, Имигран, Рапимед, Сумамигрен, Амигренин, Релпакс
Источник
Причина болей – резкое изменение давления.
Давление в среднем ухе (которое в организме периодически сбалансируется евстахиевой трубой через канал в носоглотку) при быстром снижении самолета не успевает сбалансироватться и сильно отличается от давления с внешней стороны барабанной перепонки (наружным давлением). Т.е. внутреннее давление в среднем ухе (в центре головы) сильно отличается от внешнего давления, в результате чего возникает острая и сильная головная боль. Боль может затрагивать ушные нервы, глазные, надбровные, челюстно-зубные. Перепады давления помимо сильнейшей боли могут привести к разрыву сосудов и/или барабанной перепонки.
Советы по снижению боли
Для уменьшения или избежания боли нужно сбалансировать давление в среднем ухе с внешним давлением – открыть евстахиеву трубу (заранее очистить её, а также среднее ухо и носоглотку от накопившихся выделений с помощь отхаркивающих лекарств и капель для носа, делать упражнения, которые помогают открывать трубу), снизить перепад внешнего давления (беруши, чебурашка):
- Три дня до полета пить разжижающие и отхаркивающие препараты, типа Пертуссин.
- Два дня до полета применять капли для носа (Отривин).
- Непосредственно перед полетом принять спазмалгон.
- При снижении самолета плотно приложить к ушам пластиковые стаканчики (чебурашка) или использовать беруши (плотно прилегающие).
- Периодически во время снижения зажимать нос и глотать слюну. Пить воду маленькими глотками.
- При снижении жевать жевачку с открытым ртом.
- При снижении периодически максимально открывать челюсть со смещением вправо-влево до предела.
Факторы риска воздушных путешествий (медицинские аспекты проблемы)
К факторам риска относятся:
- изменение барометрического давления,
- понижение парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе,
- ускорения,
- шум и вибрации,
- высокая и низкая температура окружающего воздуха,
- пересечение нескольких часовых поясов и др.
Некоторые из этих факторов, достигая определенных значений по величине и времени действия, могут влиять и на работоспособность, и на состояние здоровья человека.
В связи с этим установлен перечень противопоказаний к транспортировке больных на рейсовых пассажирских самолетах гражданской авиации. К ним относятся: лихорадочные и острозаразные заболевания, столбняк, полиомиелит (бульбарная форма с нарушением дыхания), стеноз гортани с нарушением дыхания, острый перитонит, газовая гангрена, шоковые состояния.
В перечне противопоказаний – острые черепно-мозговые и спинальные травмы в течение всего периода клинических проявлений, прекоматозное, коматозное состояние на фоне сахарного диабета, острый сепсис, уремия.
Полет категорически запрещен больным с приступами стенокардии и признаками предынфарктного состояния при гипертонических кризах, острых нарушениях сердечного ритма, с сердечно-сосудистыми заболеваниями в стадии декомпенсации (III стадия).
Пользоваться воздушным транспортом нельзя больным после инфаркта и инсульта в течение 5-6 месяцев, а также при остром лейкозе и болезни Верльгофа, гнойном менингите, лабиринтите и симптомокомплексе Меньера в стадии обострения, при опухоли задней черепной ямки (поражение четвертого желудочка), активном туберкулезе легких с резко выраженными явлениями легочно-сердечной недостаточности (III стадия), первичном искусственном и спонтанном пневмотораксе, глаукоме в стадии субкомпенсации и декомпенсации, отслойки сетчатки, при эклампсии.
Категорически противопоказан полет психически больным, опасным для себя и окружающих, онкологическим больным при далеко зашедших стадиях с явлениями нарушения кровообращения и дыхания.
Несколько слов о факторах полета. Полет осуществляется в условиях изменяющегося атмосферного давления и давления в кабине самолета. Герметические кабины обеспечивают поддержание атмосферного давления в них в пределах 630-567 мм рт. ст. (высота 1.600-2.400 метров). Изменение давления в кабине происходит вследствие изменения атмосферы при взлете, посадке и маневрах самолета по вертикали.
В организме человека перепад давления возникает при нарушениях выравнивания давления в газосодержащих полостях тела с изменяющимся давлением среды, окружающей эти полости или граничащей с ними. При понижении внешнего давления (подъем на высоту) в полостях тела создается положительный перепад, а при повышении давления (спуск с высоты) – отрицательный.
В результате перепадов давления в организме при определенных условиях могут возникать такие заболевания, как баротравма среднего уха и придаточных полостей носа, высотный метеоризм, а также высотная зубная боль.
Состояния, возникающие при полете.
Баротравмы среднего уха и придаточных пазух носа возникают вследствие несоответствия вентиляции слуховой трубы и придаточных пазух носа интенсивности изменений атмосферного давления. Чаще эти состояния развиваются при наличии воспалительных процессов в носоглотке. Проявляется заболевание ощущением заложенности, болями в ушах и придаточных пазухах носа (чаще в лобных). При баротравме среднего уха может иметь место понижение слуха, появление шума в ухе, головокружение, ощущение давления и переливания в ухе при наклонах головы, тошнота.
Основными симптомами баротравмы придаточных полостей носа являются ощущение тяжести в голове с одной стороны, переходящее в резкую локальную боль на фоне общей головной боли, одностороннее покраснение кожи лица, слезотечение, обильное потоотделение.
Эти симптомы чаще возникают не во время подъема, а при быстром спуске с высоты. При их возникновении необходимо совершать глотательные движения (сразу же после начала снижения самолета), сосать леденцы, использовать жевательную резинку, совершать энергичные движения нижней челюстью, а также произвольное затяжное зевание. Это помогает ослабить или полностью устранить боль и дискомфорт в ушах.
С целью профилактики можно закапывать в нос перед полетом и во время полета сосудосуживающие средства (санорин и др,).
Высотный метеоризм. Основной причиной возникновения его является расширение газов и повышение их давления в желудочно-кишечном тракте вследствие уменьшения атмосферного давления при подъеме на высоту. При развитии высотного метеоризма у человека отмечается вздутие живота. Вследствие этого создаются условия, затрудняющие деятельность сердца, легких, возникает боль в области живота, отмечается бледность кожных покровов, обильное потоотделение.
Для профилактики высотного метеоризма необходимо перед полетом исключить из пищи вещества, ведущие к усиленному газообразованию (горох, бобы, квашеная капуста), не пить хлебный квас, молоко, газированные напитки, не есть много винограда, яблок и др. При болях следует принять активированный уголь.
Высотные зубные боли возникают чаще при спуске с высоты: наличие кариозных полостей при воспалительных процессах в зубах затрудняет выравнивание давления внутри них с внешним давлением. При появлении зубной боли следует принимать анальгетики.
Пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе. В обычных полетах пассажиры защищены от неблагоприятного влияния высоты герметической кабиной. Пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе не сказывается существенно на функционировании организма здорового человека, Однако затруднения могут возникать у пассажиров, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для оказания помощи таким пассажирам на борту самолета имеются кислородные приборы.
Укачивание. “Болтанка” и “качка” самолета воздействуют на организм человека. В этих необычных механических условиях может развиться воздушная форма болезни движения (укачивания). Выделяют четыре клинические формы этого заболевания: нервную, желудочно-кишечную, сердечно-сосудистую и смешанную.
Нервная форма характеризуется головокружением, головной болью, тяжестью в голове, подавленностью, общей слабостью, сонливостью, страхом, адинамией, прострацией вплоть до обморочного состояния.
При желудочно-кишечной форме наблюдается искажение вкусовых ощущений, усиленная саливация или сухость во рту, снижение аппетита и булимия, отрыжка, тошнота, позывы к рвоте, рвота. Ее не следует задерживать, так как это приводит к усилению укачивания. После рвоты наступает временное облегчение состояния заболевшего.
При сердечно-сосудистой форме вначале наблюдается учащение сердечной деятельности и повышение артериального давления, затем – урежение сердечной деятельности и понижение артериального давления, в некоторых случаях даже приводящие к сосудистому коллапсу. Изменения наблюдаются и при дыхании: вначале оно усиливается (за счет частоты и глубины), а затем становится поверхностным и неравномерным.
Для смешанной формы укачивания характерно сочетание различных симптомов заболевания.
Профилактика укачивания заключается в соблюдении гигиенических рекомендаций, применении методов повышения устойчивости организма к укачиванию, использовании фармакологических препаратов. Гигиенические рекомендации сводятся к полноценному отдыху перед полетом, необильному приему пищи, исключению трудноперевариваемых продуктов питания. Благоприятное влияние оказывает сосание лимона или карамели во время “качки” самолета.
Среди средств, повышающих устойчивость организма к укачиванию, особое внимание заслуживает методика А. И. Яроцкого, Она включает разнонаправленные движения головы в трех плоскостях (повороты, наклоны в сагитальной и фронтальной плоскостях, “кружение”).
Для профилактики и лечения укачивания существует большое количество фармакологических средств. Однако многообразие проявлений этого заболевания затрудняет выбор врачом средств профилактики и лечения у пассажиров. Следует лишь отметить, что с профилактической целью препараты должны применяться за 30-40 минут и более до полета, это обусловливает их большую эффективность.
Очень часто пассажиры используют аэрон (0,1 мг камфарнокислого скополамина и 0,4 мг камфарнокислого гиосциамина), однако следует учесть, что этот препарат обладает побочными действиями, противопоказан при глаукоме. В последние годы Ю. Ф. Удаловым предложен комплексный витаминный препарат аэровит, который рекомендуется и для профилактики укачивания. Н. А. Разсолов с соавторами для эффективной профилактики предложил комбинированный препарат акинет (кофеин-бензоат натрия – 0,2 г, дибазол – 0,02 г, пиридоксин – 0,1 г, дипразин – 0,025 г).
Более подробно о проблемах авиационной медицины можно прочитать в специальных руководствах: Г. Л. Комендантов. Избранные лекции по авиационной медицине. М., Медицина, 1983. Руководство по авиационной медицине для врачей гражданской авиации. М. “Воздушный транспорт”, 1985 г. Авиационная медицина (руководство под редакцией Н. М. Рудного, П. В. Васильева, С. А. Гозулова). М., Медицина, 1986.
В. ЮСТОВА,
доцент кафедры авиационной медицины Центрального института усовершенствования врачей.
Врач В. ЛАМЗУТОВ.
Я перед полетом выпиваю пару таблеток аспирина, и тогда переношу полет значительно легче — меньше сжимает голову и кружится голова. Хотя, это, конечно, не универсальный совет, и нужно учитывать состояние своего здоровья.
Ключевые слова:
болит голова при снижении самолета
Источник
Зубная боль путешественников – бародонтальгия
Бародонтальгия — зубная боль, возникающая из-за разницы между показателями давления внутри организма и окружающей среды. Столь интересное, но крайне болезненное состояние знакомо многим путешественникам, а также пациентам, предпочитающим активный и даже экстремальный вид отдыха — погружение с аквалангом. Стоматологи относительно недавно заговорили о такой боли и о рисках, которые могут быть с ней связаны. Почему появляется зубная боль, каковы ее специфические симптомы и почему обязательно необходимо проконсультироваться со стоматологом — расскажет MedAboutMe.
Зубная боль в самолете: особенности
Многие деловые люди могут похвалиться многочисленными перелетами из города в город и даже из страны в страну. Но для большинства перелет может оказаться испытанием. И речь идет не только о страхе полетов, катастроф, а именно о зубной боли, которая возникает на определенной высоте и уменьшается (а то и вовсе проходит), когда самолет снизил высоту.
Подобные симптомы могут возникать у аквалангистов, причем в некоторых случаях, бародонтальгия рассматривается, как профессиональная проблема. По мнению ученых и стоматологов, зубная боль появляется из-за разницы давления. И этот феномен ни в коем случае нельзя игнорировать, зубная боль всегда имеет источник и причины, а полет на самолете можно рассматривать лишь как триггер — спусковой крючок, показывающий и указывающий на проблему.
Симптомы бародонтальгии
«Пристегните ремни, мы взлетаем!» — обычно так все и начинается. Сев в самолет, расслабившись, на определенных высотах пациенты начинают ощущать дискомфортные ощущения — зуб или даже определенная область начинает ныть, появляется боль с различными характеристиками: ноющая, колющая, рвущая, ощущение давления и прочее. Стоматологи говорят о том, что по характеристикам боли можно предположить причину, по которой появились столь неприятные симптомы.
Боль может усиливаться или менять свои характеристики, в зависимости от высоты или глубины погружения. Американские стоматологи провели исследование с целью больше узнать о симптомах бародонтальгии у пациентов, погружающихся с аквалангом. В исследовании участвовали около 40 дайверов, которые сообщили о стоматологических проблемах при погружении с аквалангом. Из них 42% отметили наличие зубной боли различной степени выраженности, которая полностью прошла, как только изменилось давление.
24% пациентов отметили боль в челюстно-лицевой области, связанную с плотным удерживанием регулятора воздуха во рту, а около 22% на боль в челюстях. Интересные жалобы поступили от 5% — ощущение ослабления коронок, они буквально ощущали, как коронка стала большой. Также у одного пациента была диагностирован перелом пломбы.
Полученные данные и появляющиеся симптомы у аквалангистов позволили определить их в группу риска по развитию стоматологических болезней полости рта.
Бародонтальгия — не такое уж и безобидное явление как думают многие пациенты, и оно в обязательном порядке требует внимания со стороны стоматологов. Появление боли, в большинстве случаев связано с какими-либо стоматологическими патологиями.
Стоматологи напоминают, что многие стоматологические болезни могут протекать длительно, не проявляя себя никакими симптомами, но создание столь агрессивных условий заставляет себя проявиться. Достаточно рассмотреть самые частые из причин появления бародонтальгии.
Кариес
Кариес — патологический процесс разрушения зубов, который длительное время не проявляет себя никаким образом. Симптомы могут возникать только при действии раздражителей, и то, когда речь идет о среднем и глубоком кариесе, при этом зубы у пациентов могут быть без заметных повреждений.
Изменение давления выступает в виде раздражителя, провоцирующего фактора. Жалобы пациентов при этом обычно сводятся к формированию давящей и простреливающей боли в определенном или разных зубах.
Неправильно установленные пломбы и коронки
Вопреки распространенному мнению, установка пломбы — целая наука и искусство. Мало того, что стоматолог должен попасть в цвет, восстановить анатомическую форму зуба, так еще и учитывать множество параметров и особенностей.
Если были допущены ошибки в постановке пломбы: завышен или занижен прикус, одна пломба на 2 зуба, вместо рекомендованного протезирования, было проведено пломбирование и др., то у пациентов на высоте или глубине может появляться зубная боль. Как правило, в определенной области — там, где есть проблема.
Хронические пульпиты, периодонтиты
Для пульпита и периодонтита характерна острая зубная боль, которая не оставляет шансов на нормальное существование. Но если речь идет о бессимптомных формах или же хронических, то симптомы могут отсутствовать вообще, до формирования обострения.
Давление можно рассматривать как провоцирующий фактор, который может показать даже бессимптомное течение стоматологических болезней.
Киста корня зуба
Киста зуба — полое образование на корне зуба. Грубо говоря — мешок с гноем у его корня. Может длительно существовать без каких-либо симптомов, но рано или поздно проявит себя болезненными симптомами и будет требовать сложного лечения.
У некоторых пациентов кисты зубов могут существовать и развиваться годами, не проявляя себя никакими симптомами. Кисты зубов могут разрастаться до внушительных размеров, в них могут входить корни нескольких зубов. Поэтому при погружении или взлете у пациентов может формироваться боль в нескольких зубах или определенной области. Нередко из-за особенностей иннервации боль может иррадиировать, то есть распространяться на другие области — в ухо, в висок и др.
Абсцессы
Это одна из самых опасных причин, по которой может формироваться зубная боль в самолете или при погружении, требующая незамедлительного лечения и медицинской помощи. Абсцессы и флегмоны челюстно-лицевой области можно рассматривать как состояния, угрожающие жизни пациента.
Онкологические заболевания
Многие виды онкологических новообразований длительное время не проявляют себя, отсутствуют какие-либо симптомы или же остаются незамеченными. А отсутствие регулярных стоматологических осмотров и онкологической настороженности можно рассматривать, как предрасполагающий фактор для поздней диагностики патологии.
На приеме стоматолог может отметить, что такие опасные патологии развиваются длительно, не месяцами, а годами и даже десятками лет. И симптомы есть всегда, просто нужно обращать на них внимание. Появление боли и других неприятных ощущений при погружении и взлете — один из них.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Стоматологи / Под ред. Бажанова Н.Н.. — 2008
Способ диагностики синдрома болевой дисфункции височно-нижнечелюстного сустава / Гелетин П.Н., Карелина А.Н., Романов А.С., Мишутин Е.А. // Российский стоматологический журнал. — 2016. — Т. 20 №2. — с. 82-84
Источник