Если болит голова ластик
«Голова-ластик» (англ. Eraserhead) — первый полнометражный кинофильм Дэвида Линча, выпущенный в 1977 году. Фильм стал культовой классикой[3] благодаря сюрреалистической образности, необычному звуковому оформлению и общей фантастической атмосфере. Сам Линч описывал свой фильм как «сон о тёмных и тревожных вещах»[4] и считает его своим «самым духовным фильмом»[5]. В 2004 году фильм был признан «культурно значимым» Библиотекой Конгресса США и выбран для хранения в Национальном реестре фильмов.
Сюжет[править | править код]
Несчастный и угрюмый мужчина по имени Генри Спенсер живёт в промышленном городке, состоящем из дыма, шума и теней. Свои однообразные дни он проводит в замкнутой квартире, из окон которой открывается вид на кирпичную стену. Однажды Генри получает сообщение от своей старой подруги Мэри, с которой встречался в последний раз шесть месяцев назад. В сообщении Мэри приглашает Генри приехать в гости и пообедать с ней и с её семьёй. Генри приезжает в гости, знакомится с мистером и миссис Икс и после обеда узнаёт от миссис Икс, что её дочь Мэри родила от Генри ребёнка. Ребёнок был рождён на шестом месяце беременности, но остался жив. Миссис Икс пытается намекнуть Генри, что всякий порядочный человек должен взять на себя ответственность за зачатие ребёнка, жениться на её дочери и забрать ребёнка из больницы. После этого Генри женится на своей подруге и становится отцом маленького, не похожего на человека, ребёнка-мутанта, имеющего больше сходства с неким закутанным в бинты головастиком.
Теперь перед семьёй встаёт проблема с выхаживанием этого чудовища. Мэри переезжает в квартиру к Генри и они вместе как могут заботятся о своём ребёнке. Но вскоре всё изменяется: в одну дождливую ночь Мэри уходит от Генри к своим родителям и оставляет ребёнка на попечение одного Генри. После этого Генри начинает медленно сходить с ума. Он видит изуродованную девушку, которая, находясь за батареей отопления, поёт ему о «Рае», словно призывая к чему-то. Затем перед ним предстаёт видение, как его голова отрывается, на месте которой вырастает голова ребёнка. Оторванную голову используют для создания ластиков.
Всё это приводит к тому, что Генри собственноручно убивает ребёнка, после чего видит возникшие перед ним ужасы. Затем к нему подходит девушка из батареи и обнимает его…
В ролях[править | править код]
- Джек Нэнс — Генри Спенсер
- Шарлотта Стюарт — Мэри Икс
- Аллен Джозеф — Мистер Икс
- Джин Бейтс — Миссис Икс
- Джудит Анна Робертс — Красивая женщина из комнаты напротив (№ 27)
- Лорел Нир — Поющая девушка внутри батареи отопления
- Джек Фиск — Мужчина на планете
- Джин Лэнг — Бабушка
Производство фильма[править | править код]
В 1971 году Линч переехал в Лос-Анджелес и поступил в Консерваторию AFI (англ.). Там он начал работать над своим первым полнометражным фильмом, используя грант AFI в 10 тысяч долларов. Гранта оказалось недостаточно для окончания фильма, и в результате Линч работал над ним с перерывами до 1976 года, несколько раз перемонтировав[6].
В первый год обучения он начал писать сценарий для предлагаемой работы, озаглавленной «Gardenback». Несколько преподавателей посоветовали ему продлить сценарий и расширить диалог, он неохотно согласился. Затем Линч объявил, что уходит из-за помех в исполнении его замысла. Многие из преподавателей колледжа попросили его пересмотреть решение, считая его одним из лучших своих учеников, на что он в конце концов согласился с условием, чтобы ему не мешали с созданием собственного проекта. Линч забросил «Gardenback» и решил начать новый проект[7].
Из-за необычного сюжета фильма и минимального режиссёрского опыта Линча никакие киностудии проект не поддержали. Линч снимал большую часть фильма в районе Greystone Mansion (англ.) в Беверли-Хиллз, который был в то время штаб-квартирой AFI[8]. Сценарий фильма состоял из 21 страницы и был написан за 20 дней. В первый год работы над фильмом (из пяти) от Дэвида Линча ушла жена. Учитывая, что совсем незадолго до этого у них родилась дочь, многие считают, что Дэвид Линч пользовался личным опытом для съёмок картины, а чтобы найти хоть какие-нибудь деньги на производство фильма (финансирование фильма прекратилось после съёмки где-то 20 минут фильма)[9], режиссёру приходилось искать их самыми разными способами — вплоть до развоза газет и использования средств родственников и друзей (Сисси Спэйсек и Джека Фиска (англ.)).
Релиз и отзывы[править | править код]
Мел Брукс после просмотра фильма пригласил Дэвида Линча в качестве режиссёра фильма «Человек-слон»[10].
«Голова-ластик» был одним из любимых фильмов Стэнли Кубрика[11]. Перед съёмками «Сияния» он показал этот фильм съёмочной группе, дабы погрузить её в необходимое психологическое состояние.
Джордж Лукас после просмотра фильма предложил Линчу снять заключительный эпизод «Звёздных войн» — Возвращение джедая, однако Линч от предложения отказался.
На Rotten Tomatoes у фильма 90 % положительных рецензий кинокритиков из 40[12].
Призы и награды[править | править код]
- 1978 — Приз «Золотая антенна» на Международном фестивале фантастических фильмов в Авориазе
- Фильм также был номинирован в категории «лучший фильм в жанре „фэнтези“» в 1978 году на Международном фестивале фантастических фильмов «Фантаспорто»
Примечания[править | править код]
- ↑ The Fantasy Film as Final Exam, a December 1984 review of Dune from Time
- ↑ Lexicon of international films
- ↑ Danny Peary. Cult Movies, Delta Books, 1981. ISBN 0-517-20185-2
- ↑ Gifford B. Lost Highway: The Solution // Cinefantastique, April 1997. — P. 36
- ↑ David Lynch. Catching the Big Fish (неопр.). — New York: Jeremy P. Tarcher/Penguin Group, 2006. — ISBN 1-58542-540-0.
- ↑ The City of Absurdity: David Lynch’s Eraserhead
- ↑ Lynch, David and Rodley, Chris (2005). Lynch on Lynch (revised edition). New York: Faber and Faber. ISBN 978-0-571-22018-2
- ↑ Woodward, Richard B. A Dark Lens on America // The New York Times. — 14.01.1990.
- ↑ horror.citycat.ru Архивная копия от 30 июня 2009 на Wayback Machine
- ↑ The Late Late Show, Feb. 26, 1997 — David Lynch Interview. LynchNet. Дата обращения 11 февраля 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
- ↑ Ciment, Michel. Kubrick: The Definitive Edition. Faber & Faber, 2003. ISBN 0-571-21108-9
- ↑ Eraserhead Reviews. Rotten Tomatoes.
Ссылки[править | править код]
- Страница фильма «Голова-ластик» на David Lynch Info
Источник
Если вдуматься, то можно увидеть людей и места не как реальные вещи, а как символики и категории. Каждая сцена фильма имеет свое значение и смысл. Чтобы легче понять все эти символики, можно разделить фильм на 6 глав путем группировки событий в сцены в хронологическом порядке.
Но сначала нужно взглянуть на индивидуальный характер и значение каждого персонажа:
Генри это нервный мужчина, живущий в промышленном городке, состоящем из шума и грязи
Рабочий представляет собой Бога, подобного богу из греческой мифологии
Скала — это место жительства Бога. Это может означать небо, но скорее всего, она представляет собой церковь.
Черви являются символом зла и греха
Ребенок представялет собой результат или последствие зла и греха на деле. Он может также являться результатом секса, таким как болезнь, например.
Радиатор представляет собой самоубийство, не саму смерть, а именно акт суицида.
Девушка-бурундук)) это смерть
Мертвое дерево в грязи, стоящее на тумбочке это религиозный символ, подобие креста или статуи святого
Электрический свет: во всех фильмах Дэвида линча, электричество — хорошо, тьма — плохо)
Итак, глава 1. Признание Генри.
Фильм начинается с головы Генри, плавающей в пространстве со скалой над его лицом. Скала принимается во внимание только для того, чтобы найти таинственного рабочего, находящегося внутри ее, который постоянно смотрит из своего окна. Генри открывает рот. Червь выходит. Это заставляет машину рабочего работать и она бросает червя в глубокую лужу.
Скрытый смысл:
Глава начинается с размышления Генри о церкви.
Церковь — это место, где бог может его найти. Бог всегда
смотрит на свои творения из окна. Генри сознается в
своем грехе (червь покидает его рот). Бог прощает его и
грех Генри брошен прочь и забыт. Однако Бог оставляет
ему последствия…
Глава 2. Здравствуй Генри
Эта часть фильма опирается на Генри. Он идет домой
пешком, проверяет почту, поднимается на лифте. Свет
мерцает в лифте. Он говорит с соседкой и входит в
квартиру. Зайдя в квартиру, он включает музыку, сушит
носки на радиаторе и смотрит на картину Мари. Квартира
сама себе довольно скучна в плане декора: Кровать,
тумбочки, проигрыватель, радиатор и окно…
Скрытый смысл:
Эта глава показывает нам, что Генри одинок. Он не
получает почты и складывается впечатление, что он и не
получал ее никогда. Он входит в лифт и мерцание огней
свидетельствует о присутствии зла. Он очень нервный
рядом с соседкой, он не хочет чтоб она узнала о его
грехе. Войдя в квартиру, он сушит носки,
предусматривая самоубийство(глядя на радиатор), но не
надолго. Потом он вспоминает о Марии. Он кидает
камень или монету в кастрюлю воды. Вероятно, это был
жест, подобный бросанию монеты в фонтан.
Глава 3. В доме Марии
Мария приглашает Генри на ужин. Здесь мы встречаемся
со странной семьей Марии: сердитая мать, беззаботный
отец, и явно мертвая бабушка. Генри предлагают
разрезать курицу на ужин.У курицы начинается
кровотечение, когда Генри протыкает ее вилкой. Мать
просит Генри поговорить, но только после того, как свет
погас. Тогда мы обнаружим, что у Генри и Марии был
секс и есть ребенок.
Скрытый смысл:
Неясно, являются ли все странные события в доме
реальными, или это Генри представляет встречу. Генри
нервничает, потому что он не знает, как много родители
знают о них с Марией, и как они себя поведут когда
узнают об этом. Он видит, что Мария тоже нервничает. Он
видит мать злой и сердитой. Билл кажется ему
безразличным. То, что он попросил Генри порезать
курицу, означало, что Билл отдает ему дочь. Когда мама
сталкивается с Генри, то свет исчезает, и он понимает-
начинаются проблемы. Вероятно, это были его фантазии
о том, что мать целует его в ухо
Глава 4. Жизнь с ребенком
Здесь мы видим Марию, ухаживающей за ребенком.
Генри приходит домой и находит маленькогочервя в
почтовом ящике. Он скрывает это от
Источник
Ïðèâåò ìîèì ïîäïèñ÷èêàì, ïîñëå íåáîëüøîãî ïåðåðûâà, ðåøèëà íàïèñàòü èìåííî îá ýòîì êèíîôèëüìå. Ëþáèòå ëè âû Ëèí÷à òàê, êàê ëþáëþ åãî ÿ?  ëþáîì ñëó÷àå, åñòü ôèëüìû êîòîðûå ñòîèò ïîñìîòðåòü íå ñìîòðÿ íà ëþáîâü èëè íå ëþáîâü ê ðåæèññåðó èëè æàíðó, òàêîâûì ôèëüìîì è ÿâëÿåòñÿ ñòàâøèé êóëüòîâûì «Ãîëîâà-ëàñòèê».
Äýâèä Ëèí÷ çàäóìûâàë ïðîåêò êàê êîðîòêîìåòðàæêó, êîòîðàÿ èçíà÷àëüíî íîñèëà íàçâàíèå «Çàäíèé äâîð», ñöåíàðèé êîòîðîé Ëèí÷ íàïèñàë åùå â 1970 ãîäó. Îäíàêî, â 1972, ïîñëå óñïåõà åãî äðóãîé êîðîòêîìåòðàæêè «Áàáóøêà», Àìåðèêàíñêèé Êèíîèíñòèòóò âûäåëèë ðåæèññåðó äåíåã íà ïîëíîìåòðàæíóþ ëåíòó, ïî ýòîìó, èçíà÷àëüíûé ñöåíàðèé ïðåòåðïåë ìíîãî èçìåíåíèé, íåèçìåííûìè îñòàëèñü ëèøü ãëàâíûå ãåðîè ëåíòû.
È òàê, î ÷åì æå äàííàÿ êèíîëåíòà, êàê îíà ñíèìàëàñü, è ïî÷åìó åå âñå òàêè ñòîèò ïîñìîòðåòü?
Ýòî èñòîðèÿ î ÷åëîâåêå ïî èìåíè Ãåíðè. Îí æèâåò â ìðà÷íîì ìèðå, â òåñíîé êâàðòèðêå, îêíà êîòîðîé âûõîäÿò íà êèðïè÷íóþ ñòåíó. Êîãäà Ãåíðè óçíàåò ÷òî åãî äåâóøêà ðîäèëà îò íåãî íåîáû÷íîãî ðåáåíêà, îí ïðèíèìàåò ðåøåíèå ñîçäàòü ñåìüþ è çàáîòèòüñÿ î ÷àäå, íå ñìîòðÿ íè íà ÷òî, îäíàêî øàã çà øàãîì Ãåíðè ïîãðóæàåòñÿ â ñàìûé íàñòîÿùèé êîøìàð, è óæå íå ìîæåò îòëè÷èòü ñíû îò ðåàëüíîñòè.
Ñëîæíîñòè ñî ñúåìêàìè âîçíèêëè ñðàçó æå, Ëèí÷ó íå ïîíðàâèëîñü ÷òî åãî «çàñòàâëÿëè» ðàñøèðèòü äèàëîãè è ñäåëàòü ñöåíàðèé áîëåå îáúåìíûì, Äýâèä îáúÿâèë ÷òî ïîêèäàåò ïðîåêò, ò.ê. åìó ìåøàþò äåëàòü âñå òàê êàê îí çàäóìûâàë èçíà÷àëüíî.
Îäíàêî ìíîãèå èç ïðåïîäàâàòåëåé êîëëåäæà ïîïðîñèëè åãî ïåðåñìîòðåòü ðåøåíèå, ñ÷èòàÿ åãî îäíèì èç ëó÷øèõ ñâîèõ ó÷åíèêîâ, íà ÷òî îí â êîíöå êîíöîâ ñîãëàñèëñÿ ñ óñëîâèåì, ÷òîáû åìó íå ìåøàëè.
Ê ñîæàëåíèþ âûäåëåííûå íà ôèëüì äåíüãè î÷åíü áûñòðî çàêîí÷èëèñü, èç-çà ÷åãî ñúåìêè ôèëüìà çàíÿëè öåëûõ 5 ëåò, äåíüãè äëÿ òîãî ÷òîá ïðîäîëæàòü ñíèìàòü ðåæèññåð çàðàáàòûâàë â òîì ÷èñëå ðàçâîçîì ãàçåò, à òàê æå åìó ïîìîãàëè åãî áëèçêèå è äðóçüÿ.
Ñàì ñöåíàðèé «Ãîëîâû-ëàñòèêà» óìåñòèëñÿ âñåãî íà 21 ñòðàíèöå, ïðè ýòîì ýòî íå áûëî ñöåíàðèåì êàê òàêîâûì, à ñêîðåå áûëî ÷åì-òî âðîäå êîðîòêèõ íàáðîñêîâ è ñõåì.
 ñâîåé êíèãå «Ïîéìàòü áîëüøóþ ðûáó», Äýâèä Ëèí÷ ïèøåò:
«Ýòà êàðòèíà ðîæäàëàñü êàêèì-òî îñîáûì îáðàçîì. ß íèêàê íå ìîã ïîñòè÷ü åå. Èñêàë ïîäñêàçêó, êëþ÷, êîòîðûé îòêðûë áû ìíå åå ñóòü. Êîíå÷íî, îò÷àñòè ÿ ïîíèìàë åå, îäíàêî íå õâàòàëî ÷åãî-òî ãëàâíîãî. ß îò÷àÿííî èñêàë åãî. ß âçÿë Áèáëèþ è íà÷àë ÷èòàòü. È âîò îäíàæäû ÿ ïðî÷åë â íåé ñòèõ. Ïîñëå ýòîãî ÿ çàêðûë Áèáëèþ. ß íàøåë. Ýòî áûëî òî ñàìîå. Äà, ñàìîå ãëàâíîå. ß óâèäåë âñþ êàðòèíó öåëèêîì ïîëíîöåííóþ è çàâåðøåííóþ».
Áîëüøàÿ ÷àñòü «Ãîëîâû-ëàñòèêà» áûëà ñíÿòà â áîëüøîì îñîáíÿêå â Áåâåðëè-Õèëëç, â òî âðåìÿ — ãëàâíîì êîðïóñå Àìåðèêàíñêîãî êèíîèíñòèòóòà. Òàì Ëèí÷ íåçàêîííî ïðîæèâàë ñî ñâîåé ïåðâîé æåíîé.
Äåêîðàöèè ôèëüìà ïðèõîäèëîñü ðàçáèðàòü è ñîáèðàòü ïî ìíîãî ðàç.
׸ðíî-áåëûé çèãçàãîîáðàçíûé ðèñóíîê íà ïîëó â õîëëå äîìà Ãåíðè èäåíòè÷åí ðèñóíêó íà ïîëó äîìà ïîýòà â ôèëüìå Æàíà Êîêòî «Îðôåé» (1950). Ïîçæå ýòîò æå ðèñóíîê Ëèí÷ ïåðåíåñ¸ò è íà ïîë ׸ðíîé Ëîæè èç ñâîåãî ñåðèàëà «Òâèí Ïèêñ» .
Äîëãîå âðåìÿ Ëèí÷ íå ðàñêðûâàë òàéíó ñîçäàíèÿ ðåáåíêà-ìóòàíòà. Íî ïîòîì âñå-òàêè âûÿñíèëîñü, ÷òî ðåáåíêà «èãðàë» çàáàëüçàìèðîâàííûé çàðîäûø òåë¸íêà. À âîò êàê Ëèí÷ çàñòàâèë åãî äâèãàòüñÿ — äî ñèõ ïîð çàãàäêà. Ïîñëå ñúåìîê, ãîâîðÿò, Ëèí÷ ñîáñòâåííîðó÷íî ïîõîðîíèë òåëåíêà.
«ß íåíàâèæó ðàññêàçûâàòü, êàê ñîçäàþòñÿ òå èëè èíûå âåùè. Ýòî êàê ìàãè÷åñêèé ôîêóñ. Êàê òîëüêî ëþäè óçíàþò, êàê îí áûë ñäåëàí, îíè ãîâîðÿò: «À » È âåñü èíòåðåñ íåìåäëåííî ïðîïàäàåò».
Äæåê Íýíñ ñòóäåí÷åñêèé äðóã Ëèí÷à. Íà ïðîòÿæåíèè âñåõ ïÿòè ëåò ñúåìîê îí õîäèë ñ ïðè÷åñêîé òî÷ü-â-òî÷ü êàê ó åãî ãåðîÿ. Òàê æå, àêòåð ãîâîðèë:
«Âñå ýòî âûãëÿäåëî òàê, áóäòî ìû íèêîãäà íå ñìîæåì äîñíÿòü ôèëüì».
 1974 ãîäó, âî âðåìÿ ñúåìîê ôèëüìà, Äýâèä Ëèí÷ ðàçâîäèòñÿ ñî ñâîåé ïåðâîé æåíîé Ïåããè Ðèâè. Îíà ïðîñòî íå âûäåðæàëà òîãî îáðàçà æèçíè, êîòîðûé âåë åå ìóæ. Ïî ñëóõàì Ëèí÷ ÷åðïàë âäîõíîâåíèå äëÿ ðàáîòû íàä ôèëüìîì èìåííî èç èõ ñåìåéíûõ îòíîøåíèé, îäíàêî ñàì ðåæèññåð ýòî îïðîâåðã.
Ìóçûêàëüíûì è çâóêîâûì îôîðìëåíèåì ê ôèëüìó Äýâèä çàíèìàëñÿ âìåñòå ñ êîìïîçèòîðîì Àëàíîì Ñïëåòîì. Îíè èñêàëè çâóê â ñàìûõ íåâåðîÿòíûõ ìåñòàõ: çàïèñûâàëè ãóë êîíäèöèîíåðîâ, çâóê ðàñòâîðÿþùåéñÿ â âîäå òàáëåòêè, æóææàíèå òàþùåãî íà ïëèòå êóñî÷êà ñàõàðà è ïð.
 ôèëüìå çâó÷àò ïåñíè Òîìàñà Ôýòñà Óîëëåðà. À çíàìåíèòóþ «In Heaven», òó ñàìóþ ïåñíþ Ëåäè èç áàòàðåè, èñïîëíèë Ïèòåð Àéâåðñ íà ñëîâà Äýâèäà Ëèí÷à.
Ïåðâîíà÷àëüíûé âàðèàíò ôèëüìà èìåë õðîíîìåòðàæ 108 ìèíóò.
Ëèí÷ íà÷àë ñíèìàòü ôèëüì â 26 ëåò, à çàêîí÷èë â 31 ãîä.
Ïðåìüåðà «Ãîëîâû-ëàñòèêà» ñîñòîÿëàñü íà ôåñòèâàëå «Filmex festival» â Ëîñ-Àíäæåëåñå â 1977 ãîäó, è ñî âðåìåíåì çàâîåâàëà ñòàòóñ õèòà óæàñîâ â íî÷íûõ êèíîêëóáàõ Ëîñ-Àíäæåëåñà, Íüþ-Éîðêà, Ñàí-Ôðàíöèñêî è Ëîíäîíà.
Íà Ìåæäóíàðîäíîì ôåñòèâàëå ôàíòàñòè÷åñêèõ ôèëüìîâ â Àâîðèàçå «Ãîëîâà-ëàñòèê» óäîñòàèâàåòñÿ ãëàâíîãî ïðèçà «Çîëîòîé àíòåííû».
Ïî ìåðå ïîÿâëåíèÿ íà ýêðàíàõ ôèëüì ïðèíîñèë âñå áîëüøèå êàññîâûå ñáîðû. «Ãîëîâà-ëàñòèê» ñòàíîâèòñÿ êóëüòîâûì ïðîèçâåäåíèåì è ïðèîáðåòàåò ïîïóëÿðíîñòü.
Ïðè áþäæåòå â 100 òûñ. äîëëàðîâ îí ñîáðàë â ìèðîâîì ïðîêàòå áîëåå 7 ìëí. äîëëàðîâ.
 2004 ãîäó «Ãîëîâà-ëàñòèê» áûë çàíåñåí â ðåãèñòð ôèëüìîâ áèáëèîòåêè Êîíãðåññà ÑØÀ.
Àìåðèêàíñêèé êèíîêðèòèê Äæîíàòàí Ðîçåíáàóì âêëþ÷èë êàðòèíó Ëèí÷à â ñïèñîê ñòà ëó÷øèõ àìåðèêàíñêèõ ôèëüìîâ 20 âåêà.
Ïîëþáèëñÿ ôèëüì è èìåíèòûì êèíîðåæèññåðàì. Íàïðèìåð, ôèëüì òàê ïîíðàâèëñÿ Ìýëó Áðóêñó, ÷òî òîò ïðåäëîæèë Ëèí÷ó ñíÿòü ôèëüì «×åëîâåê-ñëîí». À Äæîðäæ Ëóêàñ, ïðåäëîæèë Ëèí÷ó ñíÿòü «Çâåçäíûå âîéíû: Ýïèçîä 6 Âîçâðàùåíèå Äæåäàÿ» , îäíàêî îò ýòîãî ïðåäëîæåíèÿ Äýâèä îòêàçàëñÿ.
Ñòåíëè Êóáðèê ãîâîðèë ÷òî åìó æàëü, ÷òî «Ãîëîâà-ëàñòèê» ñíÿë íå îí.
Íà ñúåìêàõ ñâîåãî ôèëüìà «Ñèÿíèå» ðåæèññåð ïîêàçûâàë ñúåìî÷íîé ãðóïïå èìåííî ýòîò ôèëüì Ëèí÷à, äëÿ ñîçäàíèÿ ïîòóñòîðîííåé àòìîñôåðû.
 ëþáîì ñëó÷àå, ñ âûõîäîì ôèëüìà î Ëèí÷å çàãîâîðèëè êàê î íîâîì Ãåíèè êèíîðåæèññóðû, ó íåãî ñòàëî ïîÿâëÿòüñÿ âñå áîëüøå è áîëüøå ïîêëîííèêîâ ïî âñåìó ìèðó,
«ß âèäåë ýòî!» — òàêèå ñëîâà áûëè íà çíà÷êàõ ïåðâûõ ïîêëîííèêîâ ôèëüìà, êîòîðûå, ïî ëåãåíäå, äî ñèõ ïîð õîäÿò íà ïðîñìîòð «Ãîëîâû-ëàñòèêà» â ïèäæàêàõ, êàê ó ãëàâíîãî ãåðîÿ ôèëüìà.
«Ãîëîâà-ëàñòèê» ìîé ñàìûé òîíêèé è îäóõîòâîðåííûé ôèëüì. Ìàëî êòî ïîíèìàåò ìåíÿ, êîãäà ÿ ýòî ïðîèçíîøó. Íî òàê îíî è åñòü. (ñ) Ä. Ëèí÷
Источник
Фильм «Голова-ластик» стал для Дэвида Линча дебютом в полнометражном кино. Режиссёр снимал его на протяжении пяти лет, пытаясь раздобыть денежные средства из любых источников. В итоге его труды не только в семьсот раз окупили себя, но также сделали Линчу имя и привели ко всемирному признанию. Именно здесь зародился уникальный творческий почерк, который затем будет проявляться в каждой последующей работе автора. И именно сейчас, перед выходом нового сезона «Твин Пикса», пришла пора вспомнить его самую первую работу.
Кадр из фильма «Голова-ластик
Перед нами предстаёт очень мрачный, депрессивный и грязный мир, в котором живёт маленький человечек по имени Генри. Однажды он приходит домой к своей возлюбленной и узнаёт, что она родила от него ребёнка. Но проблема в том, что этот ребёнок совсем не похож на человека. Это существо напоминает некоего мутанта, который постоянно плачет и лишает сна новоиспечённую жену Генри. Тогда она не выдерживает и уходит обратно к родителям, оставляя героя один на один с уродцем.
Кадр из фильма «Голова-ластик
Так сложилось, что люди сторонятся непонятного и неоднозначного. А «Голова-ластик» – именно то, произведение, смысл которого не лежит на поверхности. И даже открыв для себя один его слой, вы рискуете обнаружить второй, третий, четвёртый и так далее. Сам Линч говорит, что это «сон о мрачных и беспокойных вещах». Очередная ли это подсказка для зрителей, как в случае с «Маллхоланд-драйв», или же режиссёр просто водит всех за нос? Экзистенциальные мотивы, некая божественность и сакральный смысл, который очень сложно постичь, – всё это заложено в фильме. Чтобы понять истинный смысл картины, необходимо обратить внимание на все, даже, казалось бы, самые незначительные детали, сложить всё воедино, и тогда, возможно, ответы на вопросы будут найдены. Всё-таки Линч – это тот случай, когда одних ощущений от увиденного не достаточно, чтобы в полной мере постичь суть.
Кадр из фильма «Голова-ластик
Как уже говорилось выше, здесь впервые мы знакомимся с «классическим Линчем». Тут присутствует всё то, благодаря чему режиссёр стал узнаваем: сновидения, граничащие с реальностью; чрезмерный символизм; образность и метафоричность; сюрреализм; мотивы двойственности мира; даже фирменные занавески тут есть (и мы знаем, что будь фильм не чёрно-белым, они были бы красными). За это его любит добрая половина киноманов, за это его и ненавидят отдельные группы зрителей.
Кадр из фильма «Голова-ластик
О чём же в итоге «Голова-ластик»? О внутренней красоте, о том, как сложно увидеть то, что сокрыто за внешней оболочкой? О сути самого человека и, если мыслить в глобальных масштабах, всего человечества? О природе нашего происхождения и о том, к чему ведёт наше существование?. О Боге, Аде и Рае? О страхе и его влиянии на нашу жизнь? О личных кошмарах каждого? Весь фильм соткан из метафор и образов, доходящих до абсурда и способных вызвать отвращение. Кто-то, возможно, даже назовёт фильм опасным для сознания. Хотя сам Линч, например, называет его «самым тонким и одухотворённым фильмом».
Кадр из фильма «Голова-ластик
Утруждать себя поиском ответов или нет – решать вам. В первую очередь смотреть кино стоит любителям режиссёра, потому что знакомство с первой работой всегда представляет собой особый ритуал. Если же вы не имеете представления о том, что вас ждёт, то это, определённо, можно назвать большим риском. Но если не рисковать, то перед тобой не откроется ничего нового.
Кадр из фильма «Голова-ластик
Трошина Олеся
Источник