Мастер и маргарита болит голова

Маргарита (Маргарита Николаевна)

– главная героиня романа. Несомненна прототипическая связь с Е. С. Булгаковой – третьей женой писателя. Ассоциации с гётевской Гретхен имеют, скорее, поверхностный характер: существенным оказывается лишь момент бездетности М. и проявленное ею милосердие по отношению к детоубийце Фриде. Героине 30 лет. Выйдя замуж в 19 лет, она является женой «очень крупного специалиста»; однако, не любя мужа, М. тоскует и подумывает о самоубийстве. Выйдя на улицу с букетом мимоз в качестве «опознавательного знака», она встречается с Мастером, становится его «тайной женой». Именно она вдохновляет его в работе над романом, называя «мастером», а когда роман окончен – толкает на борьбу за то, чтобы книга была напечатана. М. решает расстаться с мужем, однако арест Мастера нарушает ее планы. После того как М. через несколько месяцев видит Мастера во сне, она, предчувствуя некие перемены, идет в Александровский сад, где встречает Азазелло, посланного «с поручением». М. принимает приглашение в гости «к одному очень знатному иностранцу» (Воланду), в назначенный час натирается кремом Азазелло, после чего молодеет, обретает способность летать и быть невидимой – становится «ведьмой». Летя над Москвой, М. оказывается перед домом, где живут критики, травившие Мастера, и устраивает в их квартирах погром; ее останавливает лишь опасение напугать проснувшегося ребенка. Улетев из Москвы, М. принимает участие в шабаше на берегу реки, после чего возвращается в Москву на летучем автомобиле. Попав в сопровождении Азазелло в квартиру № 50, М. встречается с Коровьевым, который, в частности, сообщает, что она является правнучкой одной из французских королев XVI в.; имя героини, таким образом, ассоциируется с Маргаритой Валуа, женой Генриха IV (ср. роман А. Дюма «Королева Марго»). Встретившись с Воландом, М. растирает мазью его больное колено, а также рассматривает глобус Воланда, видит на нем мертвого ребенка. На балу М. играет роль королевы, встречая гостей; особое впечатление на нее производит детоубийца Фрида, которой она обещает помочь. После убийства Майгеля М. «причащается» из чаши с его кровью/вином, предложенной Воландом. После бала М., вместо того чтобы попросить за себя, просит вначале за Фриду и получает право простить ее. После этого, по просьбе М., ей возвращен Мастер, от которого она не хочет отречься ни при каких об- стоятельствах. При этом героиня, которая накануне была готова сама убить погубившего Мастера критика Латунского, теперь просит не убивать его. На прощание Воланд дарит М. золотую подкову с алмазами, и вместе с Мастером она возвращается в арбатский подвал, где ночью читает «воскресшую» рукопись романа. В разговоре с Мастером М. наотрез отказывается покинуть его и вернуться к мужу. После появления Азазелло М., отравленная вином, вместе с Мастером переходит в инобытие и присоединяется к Воланду со свитой; по пути они навещают в лечебнице Ивана Бездомного, и на прощание М. целует его. Именно М. отмечает перемены, происходящие с ее спутниками во время последнего полета. Увидев сидящего в горах Пилата, М. просит «отпустить» его. Воланд дарует Мастеру и М. «вечный дом». В дальнейшем М. с Мастером ежегодно являются Ивану во сне; она «целует его в лоб и уходит вместе со своим спутником к луне». Мастер

— безымянный главный герой романа. В клинике Стравинского после исчезновения М. остается лишь его «мертвая кличка: «Номер сто восемнадцатый из первого корпуса». Прозвище «мастер» дано герою Маргаритой и аналогично традиционным именованиям «мэтр», «маэстро»; оно соотносит персонажа как со средневековой литературной традицией, так и с масонским ритуалом. Ассоциации с гётевским Фаустом (по аналогии с Воландом-«Мефистофелем» и Маргаритой-«Гретхен») несущественны. В то же время имеет значение своеобразное «двойничество» М. и Воланда (симметрия букв «W» и «М», аутентичность повествования Воланда и романа М. и т. п.). Герою придано портретное сходство с Гоголем, их роднит также мотив со- жженной рукописи. При этом М. – явно автобиографический герой; ему 38 лет – столько же, сколько было самому Булгакову в год начала работы над романом и знакомства с Е. С. Шиловской (затем Булгаковой). Видимо, не случайно то обстоятельство, что герой появляется впервые именно в 13-й главе. В клинике Стравинского, пробравшись в палату к Ивану Бездомному, он рассказывает, что некогда, будучи историком по образованию, работал в одном из московских музеев, был женат. Выиграв в лотерею сто тысяч рублей, он бросает службу в музее, нанимает двухкомнатную квартиру в арбатском подвальчике и принимается писать роман о Понтии Пилате. В этот период М. встречает Маргариту. Однако попытки опубликовать роман вызывают кампанию травли со стороны литературных критиков, что приводит М. к тяжелому нервному расстройству. «Друг» М. Алоизий Могарыч, желая занять его комнаты, пишет на него донос, и М. арестовывают. Выйдя из тюрьмы через несколько недель, он осознает себя полным изгоем и сам приходит в клинику Стравинского, причем считает себя неизлечимым. Герой запуган, измучен и морально сломлен, готов отказаться от всей прошлой жизни, в том числе и от Маргариты. Будучи по ее просьбе «извлечен» Воландом из клиники, М. говорит, что ему «скучно» и он хочет «в подвал», выражает надежду, что Маргарита «образумится» и уйдет от него, ибо он не желает губить ее жизнь вместе со своей собственной. Герои возвращены в арбатский подвал. После того как Азазелло отравляет их, М. и Маргарита присоединяются к свите Воланда. Прощаясь с Иваном Бездомным, М. называет его «учеником» и просит написать за него продолжение романа. Посетив место в горах, где томится Пилат, М. отпускает своего героя на свободу. Во время последнего полета М. приобретает облик человека XVIII в. (ср. обращение Воланда: «трижды романтический мастер»). По словам Левия Матвея, М. «не заслужил света, он заслужил покой»; поэтому «вечный приют», «вечный дом», дарованный герою, выглядит как амбивалентная «награда/наказание»: М. обретает покой, забывает обо всем и сам предан забвению. Он остается лишь в памяти Ивана, которому ежегодно является во сне в ночь весеннего полнолуния. Понтий Пилат

– прокуратор Иудеи (исторический Пилат пребывал в этой должности в 26-36 гг.); «сын короля-звездочета и дочери мельника красавицы Пилы» – имя героя составлено из имен родителей (Пила и Ат); в то же время прозвище «всадник Золотое Копье» актуализирует связь имени с лат. pilum – копье. Характерная деталь облика П. – «белый плащ с кровавым подбоем», символизирующий неразрывную связь святости и крови. П. -главный герой повествования Воланда и романа Мастера; с ним связана одна из важнейших у Булгакова морально-психологических проблем – вина за преступную слабость, приведшую к гибели невиновного человека. В начале романа символом мизантропии и пессимизма П. (он привязан лишь к своему псу Банга) предстает «гемикрания» – жестокая мигрень. Допрашивая Иешуа, П. убеждается не только в его невиновности, но и в том, что тот единственный, кто в состоянии излечить его головную боль. Тем более тягостна для него неизбежная гибель Иешуа: несмотря на свое высокое положение наместника в колонии, П. соглашается на казнь под давлением первосвященника Каифы и сам объявляет приговор на площади. По приказу П. страдания Иешуа и двух распятых вместе с ним разбойников сокращены: их убивают. По его же приказу сотрудники тайной службы прокуратора убивают Иуду, спровоцировавшего Иешуа и выдавшего его иудейской страже. П. же придумывает версию о самоубийстве Иуды. После казни и погребения Иешуа П. встречается с Левием Матвеем, сообщает ему правду об убийстве Иуды и читает записанные Левием слова Иешуа о том, что одним из главных пороков человека является трусость; эти слова П. относит прежде всего к себе самому. Испытывая муки раскаяния, он более всего на свете хотел бы «отменить» казнь. Просидев «двенадцать тысяч лун» в горах, П. по просьбе Мастера и Маргариты освобожден и получает возможность вновь встретиться с бродячим философом. В своем ежегодном сне в ночь весеннего полнолуния Иван видит их идущими по голубой дороге к луне. Как роман Мастера, так и весь роман в целом завершаются словами: «пятый прокуратор Иудеи всадник Понтии Пилат». Римский Григорий Данилович

– финансовый директор Варьете. Вместе с Варенухой Р. дожидается прихода Лиходеева, затем получает от него телеграммы из Ялты, после чего направляет Варенуху в ГПУ, причем тот бесследно исчезает. Р. встречает прибывшего на представление «черного мага» – Воланда, а после скандального завершения сеанса черной магии уединяется в кабинете. Через некоторое время туда является Варенуха, затем пытается ворваться через окно Гелла. Крик петуха спасает Р., но под воздействием пережитого он превращается в «седого старика»; курьерским поездом уезжает в Ленинград, где прячется в платяном шкафу гостиничного номера. Здесь его в невменяемом состоянии обнаруживает милиция. Впоследствии он увольняется из Варьете и поступает «в театр детских кукол в Замоскворечье».

    Нужно скачать сочинение по теме » Главные действующие лица в романе «Мастер и Маргарита»? Жми и сохраняй

Источник

“Что есть истина?” — люди задаются этим вопросом на протяжении всей истории человечества. Об этом спорят во время застолий и интеллигенты и работяги, об этом же размышляют богословы и философы. Полагаю, что вообще каждый человек, рано или поздно пытается ответить для себя на этот вопрос.

Не обошёл его вниманием и М.А.Булгаков в своём произведение “Мастер и Маргарита”, в центральной, на мой взгляд, сцене всего романа. Кто-то наверняка возразит, что в “Мастере и Маргарите” нет центральных сцен и эпизодов, что это шедевр, наполненный глубокими смыслами от первой до последней строки. Что ж спорить не буду, но останусь при своём мнение – именно для описания не канонической истории Иешуа Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, сыном богослова, профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, и был задуман данный роман, все остальное только антураж.

Но прежде чем перейти непосредственно к знаменитому диалогу Иешуа и Понтия Пилата ранним  утром  четырнадцатого  числа  весеннего  месяца  нисана  в  крытой колоннаде дворца  Ирода  Великого, сделаем небольшое отступление и попытаемся определиться, что подразумевается под понятием «истина».

Безусловно, в вопросе “Что есть истина?” имеют в виду Истину в последней инстанции, то есть Божью Правду. В Русском миропонимании изначально Правда-Истина и Справедливость суть одно и то же, что подразумевает: Правду-Истину невозможно обрести вне праведной нравственности и этики, вне лада с Богом, ибо Бог у русских, если упоминается с эпитетами, то прежде всего — Боже правый, указующего на всеобъемлющую безукоризненность Правды Божией. Во взаимосвязи понятий “Правды-Истины”, “Справедливости” и “Праведности” проявляется своеобразие Русского Миропонимания.

Для сравнения: в англоязычном описании жизни “truth” — и “истина”, и “правда”; “justice” — “справедливость”, “правосудие”, “оправдание”; “righteousness” — “праведность”. То есть грамматически это не однокоренные слова, вследствие чего справедливость, праведность и правда связываются друг с другом дополнительными языковыми средствами, а сам язык допускает возможность некой “справедливости” помимо Правды-Истины.

Но при этом в русском языке у слова “истина” есть и иное толкование – соответствие действительности (без оговорок о нравственности). «Истинный» — точный, подлинный, настоящий, тот самый, сущий… (Толковы словарь живого великорусского языка. В.Даля).

Именно этим обстоятельством и объясняется употребление мною не просто слова «истина» а словосочетания “Правда-Истина”.

Явление Правды-Истины в обществе людей всегда определённо и обусловлено стечением вполне определённых обстоятельств, характерных для исторического времени и места действия. Правда-Истина в обществе всегда жизненно конкретна. Стоящих вне жизни, конкретно не определённых “Правд-Истин вообще” — не бывает, поэтому их бессмысленно искать, но именно “Правду-Истину вообще” ищет и спорит о ней большинство “обеспокоенных” этим вопросом. И некоторые из них настаивают на том, что она существует в какой-то абстрактной, непостижимой форме, но никак не в определённой форме бытия во всём его многообразии.

Правда-Истина многогранна в своих явлениях, но не бывает двух или более взаимоисключающих друг друга “Правд-Истин” в одних и тех же обстоятельствах.

А теперь вернёмся к Михаилу Афанасьевичу Булгакову и диалогу об Истине Иешуа и Понтия Пилата.

“- Зачем же ты, бродяга,  на  базаре  смущал  народ,  рассказывая  про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?

И тут прокуратор подумал: «О, боги мои!  Я  спрашиваю  его  о  чем-то ненужном на суде… мой ум не служит мне больше…».  И опять померещилась ему чаша с темною жидкостью. «Яду мне, яду!»

И вновь он услышал голос:

— Истина прежде всего в том, что у тебя болит  голова,  и  болит  так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты  не  только  не  в  силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь  даже  и  думать  о чем-нибудь  и  мечтаешь  только  о  том,   чтобы   пришла   твоя   собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты  привязан.  Но  мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.

Секретарь вытаращил глаза на арестанта и не дописал ни слова.

Пилат поднял мученические глаза на арестанта и увидел, что солнце уже довольно высоко стоит над гипподромом, что луч  пробрался  в  колоннаду  и подползает к стоптанным сандалиям Иешуа, что тот сторонится от солнца.

Тут прокуратор поднялся с кресла, сжал голову руками, и на желтоватом его бритом лице выразился ужас. Но он тотчас же подавил его своею волею  и вновь опустился в кресло.

Арестант же тем временем продолжал свою  речь,  но  секретарь  ничего более не записывал, а только, вытянув шею, как гусь, старался не проронить ни одного слова.

— Ну вот, все и кончилось, —  говорил  арестованный,  благожелательно поглядывая на Пилата, — и я чрезвычайно этому рад. Я  советовал  бы  тебе, игемон,  оставить  на  время  дворец  и  погулять  пешком   где-нибудь   в окрестностях, ну хотя бы в садах на  Елеонской  горе.  Гроза  начнется,  — арестант повернулся, прищурился на солнце, —  позже,  к  вечеру.  Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а я с удовольствием сопровождал бы  тебя. Мне пришли в голову кое-какие новые  мысли,  которые  могли  бы,  полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился  бы  ими  с  тобой,  тем более что ты производишь впечатление очень умного человека.

Секретарь смертельно побледнел и уронил свиток на пол.

— Беда в том, — продолжал никем не останавливаемый связанный,  —  что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей.  Ведь  нельзя  же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя  жизнь  скудна, игемон, — и тут говорящий позволил себе улыбнуться.

Секретарь думал теперь только об одном, верить ли ему ушам своим  или не верить. Приходилось верить. Тогда он  постарался  представить  себе,  в какую именно причудливую форму выльется гнев вспыльчивого прокуратора  при этой неслыханной дерзости арестованного.  И  этого  секретарь  представить себе не мог, хотя и хорошо знал прокуратора.

Тогда раздался сорванный, хрипловатый  голос  прокуратора,  по-латыни сказавшего:

— Развяжите ему руки”.

Что произошло во время этого диалога? На что указал Иешуа своим “незамысловатым” ответом на вопрос Пилата об Истине? Почему властный, вспыльчивый  прокуратор так изменился буквально на глазах, и вместо приступа гнева, дерзкие речи бродяги вызвали в нём смятение?

Дело в том, что Мироздание является процессом триединства материи (вещества), информации (образа) и меры, где мера по отношению к материи выступает как вероятностная матрица возможных её состояний, а по отношению к информации мера есть код. Подробней я рассматривал эту тему в посте “Подготовка к экзамену”.

Мера обладает голографическими свойствами в том смысле, что любой её фрагмент содержит в себе некоторым образом и все её остальные фрагменты во всей их информационной полноте. Мера пребывает во всём, и всё пребывает в мере. Благодаря этому свойству меры Мир целостен и полон.

И чувство меры — это не пустые слова, они прямо указывают на то, что человеку дано Свыше шестое чувство, которое по существу является его личным средством восприятия меры — Божьего предопределения. Однако ограниченному временем, локализацией и ресурсами человеку Мера — Божьего предопределения доступна только в какой-то её части: отсюда субъективизм, то есть неполнота, ограниченность его восприятия Мира.

Но человеку, живущему в ладу с Богом, обладающему праведной нравственностью и этикой Мера — Божьего предопределения открывается во всей её полноте, она просто отображается в нём в силу её голографического свойства.

Если использовать терминологию теории управления, то Божье предопределение в отношении людей является вектором цели, а в силу той или иной степени порочности людей их текущее состояние (вектор текущего состояния) отклонено от предопределённого в область Божье попущение, и чем порочней нравственность, тем сильней это отклонение. Разность же между вектором цели и вектором текущего состояния называется вектором ошибки

А как мы в быту называем наши личные проблемы порождённые нашими же ошибками? Правильно – “головной болью”. Так вот Иешуа не просто излечил Понтия Пилата от физической боли (ну излечил и излечил, ничего невероятного в этом нет, чтобы до такой степени ошеломить прокуратора), Иешуа обнулил его вектор ошибки, и тем самым ввёл его в русло Божьего промысла. И в этот миг в Пилате отобразилось всё Мироздание в своей полноте и целостности, что и привело его в шок.

Иешуа советует Понтию Пилату покинуть на время дворец, где сильно давление порочных обстоятельств, способных вновь увести его в попущение от русла Божьего промысла, и погулять в садах, чтобы он смог осмыслить произошедшее с ним и осознать Божье предопределение, а он, Иешуа, поможет ему в этом. Но Пилат испугался, струсил, и тем самым обрёк себя на бесконечные терзания и муки совести.

О “совести” вы можете прочитать здесь.

Источник

С древнейших времен человек задумывается над тем, что же такое истина, да и есть ли она вообще? Зачем человеку дана жизнь и в чем ее смысл? Это вечные вопросы философии. Некоторые люди считают, что истина — в знании, другие — в вере. Есть те, кто утверждает, что истина — в чувствах людей. И каждый из них будет по-своему прав. Нет четкого определения, что такое истина Каждый человек по-своему трансформирует это довольно абстрактное понятие.

Всегда, во все времена люди искали истину в сложных и возвышенных вещах. На этом фоне особенно поражает простота, с которой это понятие раскрывается у Булгакова. Беседа Иешуа с Понтием Пилатом дает очень простой ответ на такой сложный вопрос. На вопрос прокуратора “Что такое истина?” Иешуа говорит: “Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. …Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан”. Вот она, истина Иешуа не ищет ее в высоких словах и чувствах, а видит ее в простых и, на первый взгляд, обыденных вещах. Для него просто необходимо жить истинной жизнью, это единственно возможное для него состояние.

Создавая этот образ, Булгаков показал, что и добро, и милосердие, и любовь к людям являются следствием истинной жизни, следствием честности с другими и с самим собой.

В сцене разговора Иешуа с Понтием Пилатом происходит столкновение двух истин: вневременной, вечной истины Иешуа и “ершалаимской” истины Пилата Прокуратор пытается подтолкнуть арестанта ко лжи, не понимая его убеждений: “Отвечай! Говорил?.. Или… не… говорил?”. Лишь на мгновение он, казалось бы, постигает вечную истину Иешуа, но изгоняет ее, как видение. Пилят не принимает ее, а потому и не проявляет милосердия к своему пленнику.

Ложная жизнь, не приемлющая истину, “во всей красе” представлена жителями Москвы. Они врут, никогда не являют свои истинные чувства. Только два человека во всем городе не боятся противопоставить всеобщему вранью окружающих свою собственную честность — Маргарита и Иван Бездомный. Последний сумел не только признать ужасными собственные стихи, но и отказаться, навсегда отказаться от их написания. Оба эти героя, однако, не выдерживают “сражения” с ложной жизнью. В эпилоге Иван Бездомный уже “знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился”. Однако истина не покидает его совершенно, как платок к Фриде, она постоянно возвращается к нему. И Маргарита также терпит поражение в городе, а истину вместе с Мастером находит уже в вечности.

В романе “Мастер и Маргарита” изображена истинная жизнь и жизнь ложная. Как в свое время Толстой, Булгаков противопоставляет друг другу эти две жизни. В эпилоге он показывает жизнь города, которая как бы замыкается в круг. Город утратил все духовное и талантливое, ушедшее из него вместе с Мастером. Утратил все прекрасное и вечно любящее, ушедшее вместе с Маргаритой. Он утратил все истинное, что было. Наконец, из него ушел далее Воланд со своей свитой, который, как это ни странно, также является героем истинной жизни, ведь именно он разоблачает ложь и притворство жителей Москвы. Что же в результате остается в городе? Люди, живущие обыденной, лишенной каких-либо чувств, неистинной жизнью. Людишки, обреченные на общение только с материальной стороной жизни…

Всю жизнь человек стремится к поставленной цели, ищет свою собственную истину, свой смысл жизни. И от того, как он проживает свою жизнь, зависит то, что он обретет после смерти. Это тоже истина, которую Булгаков раскрывает на примере всех героев “Мастера и Маргариты”. Вспомним, что говорит на балу Воланд: “Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. …Ваша теория и солидна, и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!”.

Источник