Плакала и болит голова в школу

Плакала и болит голова в школу

Что делать при таком недуге и как его предотвратить

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. 
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. 
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. 
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. 
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.
Будьте здоровы !
Запись к неврологу клиники «Доктор лор» кандидату медицинских наук — Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.
Пр.Строителей,10
Официальный сайт 
https://www.clinic-doctorlor.ru/
Группа вконтакте 
https://vk.com/doctorlor_uu

Необходима консультация специалиста

Источник

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Сын 11 лет пришел вчера с тренировки с больной головой. Вижу,что болит сильно. Мне его жалко, потому что сама с 10 лет мучаюсь мигренями. Даю легкую таблетку и укладываю спать. На утро встает опять с больной головой, говорит больно при любых движениях…
Ругая наследственность, даю ему сильную таблетку и говорю собираться в школу…
А сама вот думаю, а надо ли было отправлять? Но сегодня у них день учителя…
А как бы поступили вы?

05.10.2006 12:52:47, EkaterinaS

50 комментариев

если бы реально сильно болела, да еще и так, что пришлось принять таблетку (причем сильную) не повела бы ни за что — пусть бы у них там экзамен на аттестат был бы, наплевать!!!!!

У меня бывают приступы мигрени (слава Богу, нечасто, раз в 3-4 месяца), но в эти два дня я не то что на работу — до таулета дойти не могу. И у моего ребенка бывают, но не мигрени, а, видимо, чего-то другого (не скажу чего). И в школу точно не отправляю. Потому что есть большая вероятность, что оттуда его на скорой в реанимацию повезут. А оно мне надо???

06.10.2006 11:34:28, Natem

В такой ситуации — нет, это все же не работа. ! день в школе можно без справки пропустить. Как человек, страдающий мигренями, я все время боюсь, а вдруг у ребенка уже тоже самое? ведь это наследственная болезнь.
06.10.2006 10:41:26, hanhi

Мой почти 9-летний позавчера пожаловался на головную боль, утром повторилось, в школу не пошел, посидел дома, отдохнул, сегодня сам засобирался в школу.
05.10.2006 17:14:30, Marfusha

А у вас бывает мигрень? Лично я ходить не могу. Вообще.падаю, кружится голова, темнеет в глазах, рвет от звуков и запахов.

Малейшее недомогание и я запрещаю идти в школу. если даже очень просит.

05.10.2006 16:03:27, СветА

А на работу Вы в такие дни не ходите?
05.10.2006 18:11:40, EkaterinaS

К счастью, у меня свободный график.
И мигрень я за 25 лет болезни вычисляю заранее и всегда готова к приступу.Часто бывают перестраховки типа из пушки по воробьям-просто заболела голова, а я ее тут же и придавила флаконом таблеток.
В присутственные на работе дни особенно.
Раньше, когда работала более загружена, меня в таком виде отсылали домой , а пару раз даже вызывали скорую .Хоть на перемене, а не на уроке.

Но мой бенефис был, когда я сорвала спектакль на Малой Бронной, там » волки и овцы» шли, еще в студенчестве моем.Меня выносили из зала с неукротимой рвотой, включали свет, прерывали действие, потом откачивали в гримерке, пока скорая ехала. Тогда я молодая была, лекарства с собой не носила, звоночков не понимала.
Теперь купирую сама заранее.
но сейчас реже, чем раньше. Курсы лечения не излечивают, но сниждают частоту и остроту.Сделаю курс-полгода реже болит. потом опять..

05.10.2006 20:29:55, СветА

Ниже писала, что у меня раза 4 в месяц по два три дня. И это с детства. В школу ходила, на работу ходила и с малолетним ребенком сижу.
Сына жалко, но что делать я пока не знаю.
В следующий раз не пущу наверное. Но если это будет чаще с возрастом, то наверное придется привыкать.
05.10.2006 18:10:47, EkaterinaS

Вернулся живой, голова не болит:) Даже оказывается рад, что пошел, а я вся извелась за это время!
В следующий раз попробую не пустить…
05.10.2006 16:01:19, EkaterinaS

Я обычно спрашиваю у сына и прошу его самого оценить свою работоспособность, в случае если боль не отпустит.
05.10.2006 15:17:20, Светлана

Однозначно бы не повела. У меня зря говорить не будет, для нее это наказание — в школу не пойти. Если жалуется — значит, действительно, плохо.
05.10.2006 15:11:38, Татьянчик

Проверила бы, не свернул ли себе ребенок шею на тренировке, длительные головные боли у детей — чаще всего от позвоночника, от шеи точнее.
05.10.2006 15:11:15, Ясень

оставила бы дома
05.10.2006 14:21:19, ВеРа

Я объясняю, что больные дети не играют в компютер и не гуляют. Если после этого голова не проходит, значит действительно не надо в школу.
05.10.2006 13:50:54, Ольга Оводова

Дома бы оставила.
05.10.2006 13:39:03, lumber

Не отправлять. Все равно с больной головой учебы не будет. Только если сам ребенок хочет
05.10.2006 13:16:50, ЮлияС

Ну и что что день учителя??? Он где-то задействован что-ли?
05.10.2006 13:16:43, Красно Солнышко

Ко врачу( то есть который с большой буквы пишется) на обследование я отправилась ровно год назад после того, как ребенок пожаловался на головную боль.
Обследование, лечение, рекомендации беречь от перегрузок, в школу ходить не каждый день.
05.10.2006 13:05:07, jii

А лечение вам помогло?
Мне вот не помогпло ничего, тольео язву заработала… Но за столько лет наверное что-то изменилось?
05.10.2006 13:11:11, EkaterinaS

Очень помогло. Я поменяла приоритеты в пунктах ‘школа любой ценой’ или ‘здоровье моего ребенка’.

Ну и таблетки, массажи, бассейны, режим дня.

Не все получается, как врачи рекомендуют. Но хотя бы я теперь вижу что я должна делать, чтобы исправить ситуацию и не допускать следующего раза.

А голова у него больше не болит.

05.10.2006 14:22:06, jii

У меня пока не болит голова у ребенка.
Но если вдруг заболит, то про массажи, режимы и прочее я лучше любого врача знаю. Более того, для того, чтобы с этим все было в порядке мне даже не нужны никакие головные боли. Массаж раз в год обязательно, режим безупречен, питание сбалансировано и прочее и прочее.
05.10.2006 16:41:09, Красно Солнышко

Вот именно. У меня в 10 лет начались головные боли. Куда меня только не таскали. Все эти обследования — что мертвому припарки, имхо. А догадаться пропустить школу можно и без обследований.
05.10.2006 13:16:08, Красно Солнышко

Ну вот и я с этими болями живу. И они раза 4 в месяц по 2-3 дня. и так с 10 лет. Но если столько пропускать школу, то мой и без этого не отличник вообще наверное ничему не научится…. А потом, если не дай Бог! у него это будет часто и один-два раза дав не сходить в школу, на третий он просто будет бастовать…
К врачу я конечно же обращусь.
05.10.2006 13:23:12, EkaterinaS

А зачем к врачу? Вам никто не помог, а ему помогут???
05.10.2006 13:29:16, Красно Солнышко

Может что нового изобрели…
05.10.2006 13:30:21, EkaterinaS

Не изобрели.
05.10.2006 16:04:50, СветА/мигреньщица со стажем/

А вы сами то не пытались лечиться недавно?
Ничего нового 🙂
05.10.2006 13:32:02, Красно Солнышко

Пыталась лет 10 назад:)
Что-то не утешительно…
05.10.2006 13:34:15, EkaterinaS

Вот и я пыталась. И не раз и не два…
05.10.2006 13:35:52, Красно Солнышко

Девушки, надежда всегда есть! Я болями мучилась с 8 лет, только в прошлом году мне помогли — в клинике нервных болезней в Москве. А боли у меня были 29 дней из 30!!! Инвалидность получать можно было. В принципе, мигрень не лечится, но можно с ней сосуществовать, так как приступ не возникает без ПРОВОКАЦИИ.

И еще — есть лекарства, курс которых надолго — года на 3 — снижает частоту и интенсивность приступов. У меня уже прошел год, как я лекарства не пью — тьфу-тьфу-тьфу, стало жить НАМНОГО легче.

05.10.2006 14:10:33, Философский Камень

Абсолютно согласна.
05.10.2006 14:28:24, jii

Ну хорошо, а если сыну так же ничего существенно не поможет, то со школой то как быть?
05.10.2006 13:39:47, EkaterinaS

Пропускать.
Я по две недели подряд пропускала. А уж с последних уроков отпроситься — регулярно.
05.10.2006 13:47:07, Красно Солнышко

Я б его спросила, как он хочет. А день учителя — наверное не у них, а у учителей. (Конечно, если бы он регулярно норовил пропустить школу, то я б его не спрашивала.)
05.10.2006 12:57:44, пчела Майя

Он конечно бы не отказался от такой возможности:)
Таблетка боль точно снимет, но состояние конечно уже не то будет… эх
05.10.2006 13:07:06, EkaterinaS

Да не всегда, кстати, таблетка боль снимает.
05.10.2006 13:10:13, Sofia

Вроде эта ему уже снимала, вернее приглушала…
Но раньше и голова за ночь проходила.
05.10.2006 13:14:58, EkaterinaS

У меня тоже бывают ужасные головные боли. Часто помогают таблетки, но бывают случаи, когда голова продолжает болеть 🙁
05.10.2006 13:16:11, Sofia

Вот я тоже пью цитрамон. Если не помог, то значит не помог. Но чаще не пью. Если как сегодня, например, так его надо каждые три часа пить…
05.10.2006 13:22:30, Красно Солнышко

А я часа через полтора, если цитрамон не помогает, пью спазган. А если уж и он не помогает, то ничего не пью. Но работать в таком состоянии я не могу.
05.10.2006 13:25:03, Sofia

В цитрамоне чему от мигрени помогать?
давление чуть поднимает и аспиринчик.

Я, если сразу к к началу приступа не приму сильно обезболивающего, через полтора часа меня может только скорая вывести уколами. Хотя бы рвоту остановить.И то не всегда может.Вовремя не купирую приступ-могу и три дня подыхать во все места таблетки и свечи пихать.

05.10.2006 16:46:48, СветА

Может, не мигрень, а просто голова болит?Видов головной боли много -от остеохондроза до напряженя, давления, усталости..
05.10.2006 20:31:08, СветА

Я вообще не знаю, из чего он состоит.
05.10.2006 16:59:33, Sofia

У меня для таких же целей — ценаризин.
Невропатологи тоже симптоматически действуют.
Приемы лекарств курсами мне ничем не помогают.
В Евпатории вот голова значительно реже болит.
05.10.2006 13:31:14, Красно Солнышко

У меня реже болит после курсов массаж и курса уколов и ноотропов.
05.10.2006 16:47:32, СветА

Ну, массаж то я делаю регулярно.
А вот лекарства давно не пила.
Нельзя мне пока. Кормлю до сих пор. Редко, но тем не менее.
05.10.2006 17:00:10, Красно Солнышко

А у меня спигелон:) Снимает на час, но его можно пить чаще, чем анальгетики и пр.
05.10.2006 13:38:05, EkaterinaS

Неделю назад дочь оставила на один день. Она отдохнула как следует и уже на следующий день пошла. Ну какие уроки с головной болью-то…
05.10.2006 12:56:18, Kirushka©

Конечно, не пустила бы в школу.
05.10.2006 12:56:11, Sofia

Наверное нет, если боль сильная…
05.10.2006 12:54:30, Irina L

Источник

Áóäü çäîðîâ!

Åëåíà Ïàðöàëèñ
Ãîëîâà áîëèò

Íà ôîòî: Òàòüÿíêà, ã. Áàêó

“Òû ïî÷åìó çà óðîêè íå ñàäèøüñÿ?” — “Ãîëîâà áîëèò”.
“Èðèíà Èâàíîâíà, ìîæíî, ÿ ñ ìàòåìàòèêè äîìîé óéäó?” — “×òî ñëó÷èëîñü?” — “Ó ìåíÿ î÷åíü ãîëîâà áîëèò…”
Ðîäèòåëè è ó÷èòåëÿ ÷àñòî ñëûøàò ïîäîáíûå æàëîáû. Êàçàëîñü áû, ÷åãî ïðîùå — äàòü òàáëåòêó, è ÷åðåç ïîë÷àñà âñ¸ ïðîéäåò. Íî âðà÷è çíàþò, ÷òî äåëî íå â ãîëîâíîé áîëè ñàìîé ïî ñåáå. Îíà — çíàê, èëè, êàê ãîâîðÿò ìåäèêè, ñèìïòîì, ñàìûõ ðàçíûõ çàáîëåâàíèé è ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé. È çà÷àñòóþ — åäèíñòâåííûé ñèìïòîì, îñîáåííî íà ïåðâûõ ïîðàõ. Åñëè ñèëüíàÿ ãîëîâíàÿ áîëü ÷àñòî ïîâòîðÿåòñÿ, ñîïðîâîæäàåòñÿ òîøíîòîé, îáùåé ñëàáîñòüþ, àïàòèåé, çàìåòíûì ñíèæåíèåì ñïîñîáíîñòè ïðîäóêòèâíî çàíèìàòüñÿ, — ýòî òðåáóåò íå òîëüêî áûñòðîé ïîìîùè âðà÷à, íî è óãëóáëåííîãî îáñëåäîâàíèÿ, — èíà÷å íåëüçÿ óñòàíîâèòü, ÷åì æå ãîëîâíàÿ áîëü ïîðîæäàåòñÿ, è íàçíà÷èòü ñîîòâåòñòâóþùåå ëå÷åíèå..
Êàêîâû íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûå ïðè÷èíû ãîëîâíûõ áîëåé ó äåòåé?
Ó èíîãî ðåáåíêà âåñü äåíü ðàñïèñàí ÷óòü ëè íå ïî ìèíóòàì: ñ óòðà øêîëà, ïîñëå íåå — çàíÿòèÿ â ñïîðòèâíîé ñåêöèè, èëè â ìóçûêàëüíîì êðóæêå, èëè íà êóðñàõ èíîñòðàííîãî ÿçûêà; à âåäü åùå íàäî óñïåòü âûïîëíèòü äîìàøíèå çàäàíèÿ íà çàâòðà! Ðîäèòåëè ñ÷èòàþò, ÷òî ïîäîáíàÿ íàãðóçêà âïîëíå åìó ïî ñèëàì: îí è â øêîëå óñïåâàåò, è ñî âñåì îñòàëüíûì óñïåøíî ñïðàâëÿåòñÿ. Íî óæå ÷åðåç äâà-òðè ìåñÿöà ïîñëå íà÷àëà ó÷åáíîãî ãîäà îíè çàìå÷àþò: ðåáåíîê êàêîé-òî áëåäíûé, ó íåãî ñèíÿêè ïîä ãëàçàìè, âçãëÿä íåâåñåëûé, çàíÿòèÿ, â òîì ÷èñëå è øêîëüíûå, íå âûçûâàþò ó íåãî ýíòóçèàçìà.
Íàäî ñêàçàòü, ÷òî áîëüøèíñòâî äîïîëíèòåëüíûõ íàãðóçîê ðîäèòåëè âçâàëèâàþò íà ðåáåíêà ïî ñâîåìó óñìîòðåíèþ, íå ïîèíòåðåñîâàâøèñü, õî÷åò ëè îí èõ è ãîòîâ ëè ê íèì. À âåäü åùå õðóïêèé äåòñêèé îðãàíèçì ñèëüíûõ ïåðåãðóçîê ìîæåò è íå âûíåñòè. Êàê ñëåäñòâèå ê íîÿáðþ âîçíèêàþò ãîëîâíûå áîëè — ñíà÷àëà ýïèçîäè÷åñêèå, â äíè íàèáîëüøèõ íàãðóçîê, à çàòåì ïðàêòè÷åñêè åæåäíåâíûå. Îáû÷íî ðîäèòåëè ïðåäëàãàþò ðåáåíêó îòêàçàòüñÿ îò çàíÿòèé ñïîðòîì, ëèøàÿ åãî âîçìîæíîñòè ïåðåêëþ÷èòüñÿ ñ óìñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè íà ôèçè÷åñêóþ è äàòü íåðâíîé ñèñòåìå îòäîõíóòü. À íóæíî äðóãîå — òùàòåëüíî ðàçîáðàòüñÿ ñ íàãðóçêàìè ðåáåíêà è âûáðàòü òàêîé ðåæèì, ïðè êîòîðîì â îäèí è òîò æå äåíü îäíîòèïíûå çàíÿòèÿ íå áóäóò ñî÷åòàòüñÿ.
Íî âåäü áûâàåò è òàê: ðåáåíîê âîçâðàùàåòñÿ èç øêîëû äîìîé, åìó íèêóäà íå íóæíî ñïåøèòü — íèêàêèõ äîïîëíèòåëüíûõ çàíÿòèé, êðóæêîâ, ñåêöèé ó íåãî íåò. È âîò âåñü îñòàâøèéñÿ äåíü è âåñü âå÷åð îí ñèäèò â äóøíîé êîìíàòå ó òåëåâèçîðà èëè ñ êíèæêîé íà äèâàíå. Ïîñòåïåííî ýòîò ñòèëü ïîâåäåíèÿ, êîãäà ðåçêî îãðàíè÷åíû ôèçè÷åñêèå äâèæåíèÿ è ëåãêèì íå õâàòàåò êèñëîðîäà, ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ïîÿâëÿþòñÿ ãîëîâíûå áîëè. Îáû÷íàÿ ðåàêöèÿ ðîäèòåëåé — äàòü ðåáåíêó òàáëåòêó öèòðàìîíà èëè àíàëüãèíà è ïðåäëîæèòü åìó ïîëåæàòü. À åìó íàäî áû ïîèãðàòü, ïîáåãàòü íà óëèöå, ïîäûøàòü ñâåæèì âîçäóõîì — è ãîëîâíàÿ áîëü îòñòóïèò.
Âåäü øêîëüíûå ïåðåìåíû äëÿ òîãî, â ÷àñòíîñòè, óñòðàèâàþòñÿ, ÷òîáû êëàññû ïðîâåòðèòü è äàòü äåòÿì âîçìîæíîñòü ïîäâèãàòüñÿ. Ê ñîæàëåíèþ, â øêîëàõ ïîðîé áûòóåò óáåæäåíèå, ÷òî çâîíîê íà óðîê çâåíèò äëÿ ó÷åíèêà, à ñ óðîêà — äëÿ ó÷èòåëÿ: òîò ñ÷èòàåò ñåáÿ âïðàâå çàäåðæàòü êëàññ íà âñþ ïåðåìåíó. Ïðîñèäåâ â òàêîì ñëó÷àå äâà óðîêà ïðàêòè÷åñêè áåç ïåðåðûâà, äåòè ê êîíöó âòîðîãî óðîêà ðèñêóþò ïî÷óâñòâîâàòü ãîëîâíóþ áîëü.
Êñòàòè (à âåðíåå íåêñòàòè), ìû, âçðîñëûå, îñîáåííî ÷àñòî ñòðàäàåì èìåííî îò òàêîé ãîëîâíîé áîëè — ðàáîòà îäíîîáðàçíà è ìàëîïîäâèæíà, ñâåæåãî âîçäóõà íå õâàòàåò. Âìåñòî òîãî, ÷òîáû êàæäûé âå÷åð ñèäåòü ïåðåä òåëåâèçîðîì, ïîãóëÿéòå õîòÿ áû ÷àñîê íà ñâåæåì âîçäóõå. È, êîíå÷íî, âîçüìèòå ñ ñîáîé ðåáåíêà; äàæå åñëè îí åùå íå âñå óðîêè ñäåëàë, ïîñëå ïðîãóëêè îí ñïðàâèòñÿ ñ íèìè ëåã÷å è áûñòðåå.
 ïîñëåäíèå ãîäû ó äåòåé âñå ÷àùå íàáëþäàåòñÿ ïîâûøåííîå àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå.  òàêîì ñëó÷àå ãîëîâíîé áîëè ìîãóò ñîïóòñòâîâàòü òîøíîòà, îùóùåíèå çàëîæåííîñòè óøåé, òÿæåñòè â ãîëîâå; êîæà ëèöà ñòàíîâèòñÿ ÿðêî-ðîçîâîé, äàæå êðàñíîâàòîé, ïóëüñ — ÷àñòûì. Åñëè ðåáåíîê æàëóåòñÿ íà ãîëîâíóþ áîëü ÷àñòî, íàäî âûÿñíèòü, êàê ó íåãî äåëà ñ äàâëåíèåì. Ñòîéêîå ïîâûøåíèå äàâëåíèÿ (è íå òîëüêî ïðè ãîëîâíîé áîëè) ìîæåò îêàçàòüñÿ ïðèçíàêîì ðàçâèòèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè, ÷òî òðåáóåò îáÿçàòåëüíîãî íàáëþäåíèÿ âðà÷à è ñïåöèàëüíîé òåðàïèè. Îáåçáîëèâàþùèå ïðåïàðàòû ñàìè ïî ñåáå íå ïîìîãóò ñïðàâèòüñÿ ñ áîëåçíüþ; îíà ìîæåò îñëîæíèòüñÿ ïèêîâûì ïîäúåìîì àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ — ãèïåðòîíè÷åñêèì êðèçîì, à â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ïðèâåñòè ê íàðóøåíèþ ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ (÷èñëî äåòñêèõ èíñóëüòîâ â ïîñëåäíåå âðåìÿ çíà÷èòåëüíî óâåëè÷èëîñü).
Ñèëüíûå ãîëîâíûå áîëè ìîãóò áûòü è ïðèçíàêîì ñóùåñòâåííîãî ïîíèæåíèÿ äàâëåíèÿ — àðòåðèàëüíîé ãèïîòîíèè. Îñîáåííî ÷àñòî îíà íàáëþäàåòñÿ âî âðåìÿ ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ (â ïóáåðòàòå) ó äåâî÷åê, íî è ó ìàëü÷èêîâ òîæå âñòðå÷àåòñÿ. Ïðè ïîíèæåííîì äàâëåíèè ðåáåíêà ïîäòàøíèâàåò, â ãëàçàõ ó íåãî òåìíååò, çà÷àñòóþ âîçìîæíû ãîëîâîêðóæåíèÿ è äàæå êðàòêîâðåìåííûå îáìîðîêè.  òàêèõ ñëó÷àÿõ íàäî õîðîøåíüêî ïðîâåòðèòü êîìíàòó, íàïîèòü ðåáåíêà êðåïêèì ÷àåì ñ ñàõàðîì è íåïðåìåííî îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó.
Íåêîòîðûõ äåòåé ãîëîâíûå áîëè áåñïîêîÿò ïðè ïåðåìåíå ïîãîäû, ïåðåä äîæäåì, â ïàñìóðíóþ ïîãîäó, ïðè ñèëüíîì âåòðå (èëè ïåðåä òåì, êàê åìó ïîäíÿòüñÿ), ïðè ñèëüíîì ïîõîëîäàíèè, â ñëó÷àå ãåîìàãíèòíûõ àíîìàëèé (î íèõ òåïåðü ñòàëè ñîîáùàòü â ñâîäêàõ ïîãîäû). Ó òàêèõ äåòåé ãîëîâíûå áîëè áûâàþò îñîáåííî èíòåíñèâíûìè îñåíüþ è âåñíîé è îòìå÷àþòñÿ, êàê ïðàâèëî, óæå ñ ðàííåãî äåòñòâà. Îíè íå îñîáî ïîääàþòñÿ ñèìïòîìàòè÷åñêîé òåðàïèè, ÷àñòî ñîïðîâîæäàþòñÿ òîøíîòîé è ðâîòîé (êîãäà áîëü îñîáåííî ñèëüíà). Ïðè ýòîì ïîêàçàòåëè àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ ìîãóò ëåæàòü â ïðåäåëàõ íîðìàëüíûõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ êîëåáàíèé.  òàêèõ ñëó÷àÿõ íåîáõîäèìî íå ïðîñòî îáðàòèòüñÿ ê ó÷àñòêîâîìó ïåäèàòðó, íî ïðîéòè äîïîëíèòåëüíîå îáñëåäîâàíèå. Âîçìîæíî, ó ðåáåíêà ïîâûøåíî âíóòðè÷åðåïíîå äàâëåíèå. ×åì ðàíüøå îíî äèàãíîñòèðóåòñÿ, òåì áûñòðåå è óñïåøíåå èçëå÷èâàåòñÿ.
Ïðèñòóïû ãîëîâíîé áîëè, íå ñíèìàåìîé äàæå ñèëüíûìè îáåçáîëèâàþùèìè ïðåïàðàòàìè, — ìèãðåíè — ìîãóò íàáëþäàòüñÿ â ñåìüå â íåñêîëüêèõ ïîêîëåíèÿõ. Òàê, ó îäíîé íàøåé þíîé ïàöèåíòêè ìèãðåíè â ñåìüå íàáëþäàëèñü ó áàáóøêè, ìàìû è ñòàðøåé ñåñòðû. Ìàìà äåâî÷êè ïîíà÷àëó äàæå ñëûøàòü íå õîòåëà î ëå÷åíèè, ïîñêîëüêó, ïî åå ìíåíèþ, “âñå ðàâíî íè÷åãî íå ïîìîæåò”. Êàêîâî æå áûëî åå óäèâëåíèå, êîãäà ïîñëå ïðîâåäåííîé êóðñîâîé òåðàïèè ó äåâî÷êè â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ íå áûëî íè îäíîãî ïðèñòóïà ãîëîâíîé áîëè.
 ñëó÷àå ïðèñòóïà ìèãðåíè ðåáåíêó íåîáõîäèìî â êà÷åñòâå ýêñòðåííîé ïîìîùè äàòü ñïàçìîëèòè÷åñêîå áîëåóòîëÿþùåå ñðåäñòâî è óëîæèòü ïîñïàòü â ïðåäâàðèòåëüíî ïðîâåòðåííóþ òåìíóþ êîìíàòó. Åñëè íà ñëåäóþùåå óòðî ñëàáîñòü ñîõðàíèòñÿ, íåîáõîäèìî âûçâàòü âðà÷à è îñâîáîäèòü â ýòîò äåíü ðåáåíêà îò çàíÿòèé.
Ó äåâî÷åê â ïóáåðòàòíîì âîçðàñòå ïðèñòóïû ìèãðåíè ìîãóò âîçíèêàòü åæåìåñÿ÷íî. Òóò íåîáõîäèìî ïîñîâåòîâàòüñÿ ñ äåòñêèì ãèíåêîëîãîì.
Çà÷àñòóþ ãîëîâíàÿ áîëü íàáëþäàåòñÿ ó äåòåé, ïåðåíåñøèõ ÷åðåïíî-ìîçãîâûå òðàâìû ðàçëè÷íîé òÿæåñòè — îò ëåãêîãî ñîòðÿñåíèÿ ìîçãà äî îòêðûòûõ ïåðåëîìîâ ÷åðåïà èëè óøèáîâ ìîçãà. Ïðè ýòîì ïðÿìîé çàâèñèìîñòè ñèëû è ïåðèîäè÷íîñòè ãîëîâíûõ áîëåé îò òÿæåñòè è äàâíîñòè ïåðåíåñåííûõ òðàâì íå îòìå÷àåòñÿ. Äàæå ëåãêîå ñîòðÿñåíèå ìîæåò ñòàòü â äàëüíåéøåì ïðè÷èíîé òÿæåëûõ è ÷àñòûõ áîëåé. Ðîäèòåëÿì äåòåé, ïåðåíåñøèõ ïîäîáíûå òðàâìû, åñëè ó òåõ ïîÿâëÿþòñÿ ïðèñòóïîîáðàçíûå ãîëîâíûå áîëè, íåîáõîäèìî íåìåäëåííî îáðàòèòüñÿ ê íåâðîïàòîëîãó äëÿ ïîäðîáíîãî îáñëåäîâàíèÿ è íàçíà÷åíèÿ êóðñîâîãî ëå÷åíèÿ. Ëó÷øå âñåãî, êîãäà ðåáåíêà ïîñëå òàêîé òðàâìû â òå÷åíèå ãîäà-äâóõ íàáëþäàåò íåéðîõèðóðã, à â äàëüíåéøåì ïåðåäàåò åãî íåâðîïàòîëîãó.
Òðàâìû ñïèíû, â òîì ÷èñëå ïîëó÷åííûå âî âðåìÿ ñïîðòèâíûõ çàíÿòèé, íåñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå, ìàëîïîäâèæíûé îáðàç æèçíè, íàñëåäñòâåííàÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ìîãóò ñïðîâîöèðîâàòü ðàíåå ðàçâèòèå îñòåîõîíäðîçà. ×àùå âñåãî îí ïîðàæàåò ïîçâîíî÷íèê. Ïðè ïîðàæåíèè øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà âîçìîæíî ÷àñòè÷íîå óùåìëåíèå ñîñóäîâ, òîíêèõ âåòî÷åê íåðâîâ ðàçðîñøèìèñÿ “øèïàìè” êîñòíûõ âûðîñòîâ — îñòåîôèòîâ.  ýòîì ñëó÷àå â ïåðèîä êîñòíîãî ðîñòà îáîñòðÿåòñÿ ñèìïòîìàòèêà ïîðàæåíèÿ ñîñóäîâ â îáëàñòè øåè è îñíîâàíèÿ ìîçãà — èíòåíñèâíûå ãîëîâíûå áîëè, îùóùåíèå äóðíîòû, òîøíîòà, ãîëîâîêðóæåíèå, íàðóøåíèå êîîðäèíàöèè äâèæåíèé. Ýôôåêòà îò ïðèìåíåíèÿ áîëåóòîëÿþùèõ ñðåäñòâ è çäåñü íåò, çàòî õîðîøèé ðåçóëüòàò äàåò êóðñîâîå ëå÷åíèå ñ ïðèìåíåíèåì ðàññàñûâàþùåé òåðàïèè è ìàññàæà òàê íàçûâàåìîé âîðîòíèêîâîé çîíû.
Ïîõîæàÿ ñèìïòîìàòèêà õàðàêòåðíà è äëÿ äåòåé, ïåðåíåñøèõ òÿæåëûå íåéðîèíôåêöèè — âèðóñíûå è áàêòåðèàëüíûå ïîðàæåíèÿ ìîçãà è åãî îáîëî÷åê (äàæå â òîì ñëó÷àå, êîãäà ëå÷åíèå ýòèõ çàáîëåâàíèé áûëî ñâîåâðåìåííûì è ïðàâèëüíûì). Îñîáî ïðîÿâëÿþò ñåáÿ ýïèäåìè÷åñêèé ìåíèíãèò è ãðèïï. Ñâîåâðåìåííîå ïðîâåäåíèå åæåãîäíûõ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ âàêöèíàöèé ïðîòèâ ãðèïïà, à òàêæå âàêöèíàöèé ïî ýïèäåìèîëîãè÷åñêèì ïîêàçàíèÿì â ñëó÷àÿõ âñïûøåê ýòèõ èíôåêöèé, êîòîðûå ëþáÿò ïîðàæàòü öåíòðàëüíóþ íåðâíóþ ñèñòåìó, ïîçâîëÿåò íàäåæíî ïðåäóïðåäèòü îñëîæíåíèÿ äàæå â ñëó÷àå çàðàæåíèÿ.
Ñèëüíîé ãîëîâíîé áîëüþ ìîãóò íà÷èíàòüñÿ áîëüøèíñòâî èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé. Ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà äî 38 ãðàäóñîâ è âûøå â ñî÷åòàíèè ñ ãîëîâíîé áîëüþ è áîëüþ â ãëàçàõ — ïðèçíàê íà÷èíàþùåãîñÿ ãðèïïà, à â ñî÷åòàíèè ñ æèäêèì ñòóëîì è áîëÿìè â êðóïíûõ ìûøöàõ — ïðèçíàê êèøå÷íî-âèðóñíîé èíôåêöèè.
Åñòåñòâåííî, â æóðíàëüíîé ñòàòüå íåâîçìîæíî ðàññêàçàòü îáî âñåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà âîçíèêàåò ãîëîâíàÿ áîëü. ßñíî îäíî: ñèëüíàÿ áîëü â ãîëîâå — ïðèçíàê òðåâîæíûé. Åñëè ïðè ýòîì ðåáåíîê áëåäåí, ó íåãî ñèíþøíûå êðóãè ïîä ãëàçàìè è ðåçêàÿ áëåäíîñòü êîæè âîêðóã ãóá è íà ïîäáîðîäêå, åãî òîøíèò, — îí íóæäàåòñÿ â íåìåäëåííîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè, è íåëüçÿ îñòàâëÿòü åãî îäíîãî. À ÷àñòûå ïîâòîðíûå ïðèñòóïû ãîëîâíîé áîëè — àáñîëþòíîå ïîêàçàíèå äëÿ òîãî, ÷òîáû îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó äëÿ óãëóáëåííîãî îáñëåäîâàíèÿ, âûÿñíåíèÿ ïðè÷èí è íàçíà÷åíèÿ îáîñíîâàííîãî ëå÷åíèÿ.
Ãîëîâíàÿ áîëü — ýòî î÷åíü ñåðüåçíî!

Ïàðöàëèñ Åëåíà Ìèõàéëîâíà,
äîêòîð ìåäèöèíñêèõ íàóê, ïåäèàòð âûñøåé êàòåãîðèè, çàâåäóþùàÿ äåòñêèì îòäåëåíèåì ìîñêîâñêîãî Öåíòðà ïàòîëîãèè ðå÷è è íåéðîðåàáèëèòàöèè, çàâåäóþùàÿ êàôåäðîé ìåäèöèíñêèõ îñíîâ íåéðîðåàáèëèòàöèè Èíñòèòóòà äåôåêòîëîãèè è ìåäèöèíñêîé ïñèõîëîãèè.

Ìàòåðèàë ïðåäîñòàâëåí æóðíàëîì Ñåìüÿ è øêîëà (¹11 2005 ã.).
Ôîòî èç ôîòîãàëåðåè «Ìîå Ñîëíûøêî».
Îïóáëèêîâàíî â ðóáðèêå «Áóäü çäîðîâ» äåòñêîãî ïîðòàëà «Ñîëíûøêî» 14 íîÿáðÿ 2005 ãîäà.

Источник