Почему после йоги болит голова
Всем привет!
изучаю кундалини йогу уже 2й год. до этого времени занимался эпизодически. в этом году решил делать упражнения регулярно.
выполняю крийю для развития гибкости позвоночника из книги «Йога Осознания». занимаюсь самостоятельно. с инструктором никогда не занимался. стараюсь максимально точно следовать инструкциям из книги.
вобщем в последнее время после занятий йогой, у меня начинает болеть голова, как будто ее пережимает. какие-то сдавливающие ощущения.
до этого ничего подобного не было… правда я и занимался таким образом, что до последних упражнений не доходил. сейчас выполняю крийю от начала и до конца. замечал, что сжатие в голове начинается после выполнения мулабандхи поле упражнения «кошка-корова», после мулабандхи в упражнении «мост», потом, как-то было после мулабандхи в упражнении «боковые скручивания», и сегодня почувствовал эти ощущения во время выполнения прогибов позвоночника сидя на пятках. а еще после финального расслабления, когда лежишь на полу.
мои предположения что это либо от пережимания шейных сосудов, либо
может идет энергия кундалини и надо делать шейный замок, т.к. на сайте bhajan.narod.ru нашел такое предупреждение:
«выдолжны выполнять Шейный замок. Держите шею прямо, позвоночник и шея абсолютно прямые. Если вы не будете выполнять этот замок, высший поток циркуляции вызовет расширение клеток мозга, что означает возникновение нервного расстройства и сумасшествие.»
вобщем как-то так… после занятий чувствую какое-то дискомфортное давление в голове, которое либо перерастает в головную боль, либо через некоторое время проходит.
можете что нибудь посоветовать для устранения этих дискомфортных ощущуений? можно ли исключить из крийи некотороые упражнения?
все таки практику не хотелось бы бросать, т.к. занятия мне все таки нравятся…
У меня когда-то действительно сильно ломило шею от того, что недобросовестно делала шейный замок. возможно у Вас аналогичная ситуация — ведь поднимая энергию вверх, Вы сами же блокируете ее в области шеи. по моему мнению, это действительно может быть одной из причин Вашего плохого самочувствия. но также советовала бы Вам все-таки позаниматься с инструктором, возможно он увидит какие-то ошибки, которые могут быть причиной этого.
из крийи нельзя исключать какие-то ни было упражнения по собственному желанию. в лучшем случае Вы просто не добьетесь планируемого результата, в худшем — можете себе навредить
Сат Нам Михаил!
Поскольку мы не видим как вы выполняете упражнения, то
предлагаю пойти логическим путём и методом исключения.
Давайте по очереди исключать некоторые упражнения и смотреть на результат.
Давайте сначала исключим мула бандху.
Если мула бандху не делать, то осложнений для головы нет?
Если нет, то надо изучить Корневой замок более подробно, выполняя его в Простой позе.
Возможно, что выполнение упражнений (из этого комплекса) для верхнего отдела позвоночника и шеи пока сложны для вас, в этом случае надо сократить время или делать их более мягко, пока не ощутите, что гибкость достаточно улучшилась, чтобы выполнять полное время.
Возможно выполнение Мула Бандхи просто чуть добавляет неприятнюе ощущения к проблеме шейно-грудного отдела. М.б. вам следует пока подобрать более простой комплекс, напр. крийю для спинальных энергий.
Благодарствую!! вот вчера выполнял крийю и мулабанху почти не делал.
не делал упражнения «мост», «кошка-корова». на упражнении «кобра», когда сильно отклонял голову назад, чувствовалось ощущение напряжения в голове. я постарался держать голову более-менее ровно. вобщем в этот раз, были какие-то небольшие позывы к головной боли, но потом они прошли.
я думаю это действительно происходит из-за пережимания шеи в моменты отклонений. буду делать упражнения более мягко. также попробую более простой комплекс.
спасибо!
Сат Нам!
При правильном выполнении упражнение Кошка-Корова может принести большую пользу позвоночнику. Лично я этим упражнением лечу головную боль 🙂
Вот несколько подсказок к правильному её выполнению из учебника «Aquarian Teacher»:
Как выполнять:
• Руки на ширине плеч, кончики пальцев направлены вперёд от тела.
• Колени располагаются прямо под бёдрами.
• На вдохе толкните область таза вперёд, прогнув спину вниз (положение Коровы), голова при этом поднимается вверх и откидывается назад. В шее не должно быть никакого хруста. Откройте Сердечный центр и поднимите подбородок как можно выше, не пережимая при этом шею.
• На выдохе толкните тазовую область в противоположном направлении, прогибаясь спиной вверх (положение Кошки), притягивая подбородок к ярёмной ямке.
Подсказки:
• Движение должно быть плавным и начинаться от ягодиц. Голова движется в последнюю очередь.
• Начните медленно, затем, когда ритм движения установится, можно ускориться. Вы можете двигаться так быстро, как вам хочется, но только в том случае, если голова вступает в движение последней.
• Вдохните в положении Коровы и удержите небольшое напряжение в Пупочном центре. Это позволит лучше раскрыть грудную клетку.
Что касается позы Кобры, то подсказки такие:
• Если вы не можете удерживать стопы вместе, то постарайтесь удерживать вместе бёдра.
• Если вам трудно держать руки прямыми, согните их в локтях или же опуститесь на локти.
• Попробуйте выполнить позу Кобры, удерживая область таза над полом.
• Не допускайте слишком сильного для себя прогиба спины.
• Вытягивайтесь вверх от поясницы.
• После позы Кобры желательно выполнить позу с компенсирующим прогибом спины, такую как поза Ребёнка или поза Гуру Пранам.
Удачи и всего хорошего!
Сат Нам! Изложу свою версию. Все описанные Михаилом позы имеют общее свойство — прогибы назад — от лёгких до глубоких. Если позвоночник не имеет качественного сухожильно-мышечного корсета, интенсивные нагрузки подобного рода способны привести к защемлению нервов — особенно при выполнении позы Кобры. Которая для слабых позвоночников, да ещё с запрокидыванием головы, вообще не показана — в том виде, в котором она выполняется в крийях — с опорой на руки, только мышечная. Ведь при слабом позвоночнике не происходит ВЫТЯГИВАНИЯ позвоночника ПЕРЕД тем, как выполнить глубокий прогиб. Да ещё и если на эту форму наложить Мула-бандху и пр. — эффект будет непредсказуемым.
Поэтому, как мне кажется, наиболее удачным вариантом развития событий будет переход на выполнение более доступных форм для того, чтобы подготовить позвоночник к такого рода нагрузкам. И обязательно — если есть в городе грамотный инструктор — поработать с ним. Отработать крийю хотя бы 1 раз для последующего выполнения дома. Михаил занимается 2 года. Но что он делает и как — непредсказуемо. Я бы сказала, что Кундалини Йога — не та дисциплина, которая может осваиваться дома с САМОГО начала. Это очень специфично.
Ещё нюанс. Если всё же ситуация произошла — голова УЖЕ болит. Что делать? В простой позе, руки в гьян-мудре, выполнить глубокий шейный замок — в том виде, в каком он выполняется в хатха-йоге. Чтобы произошло максимальное вытягивание позвоночника. Очень мягко. Концентрация внимания — на кончике носа. Дыхание через нос. И внимание полностью сконцентрированно на ощущения в полостях носа и на кончике, чобы даже кожу пощипывало. Ощущаем, как воздух входит и выходит. Мягко скручиваем шейный отдел, как коврик — до натяжения позвонков (даже субъективно кожи на спине). И расслабляем в этой позе все напряжённые участки в мышцах спины. Потом ещё немного скручиваем — расслабляем, ещё… И т.д. 5 минут. Раскручиваем также мягко, как коврик. Данное упражнение регулирует внутричерепное давление, которое также имеет место быть в описанном Михаилом случае.
«…Мягко скручиваем шейный отдел, как коврик…» — я имела в виду глубокий шейный замок. Это не внешняя динамика. Это внутренняя динамика. Форма с углублением ИЗНУТРИ. Мягко, постепенно, в течение 5 минут. Таким образом я ликвидировала свои проблемы с внутричерепным давлением при нестабильном шейном отделе за 2 недели.
Сат Нам. Позвольте также поделиться опытом.
Внимательное и мягкое выполнение упражнений, соблюдение и правильное выполнение релаксаций (некачественная релаксация нагнетает напряжение и может привести к головной боли), и обязательно пить воду (пара глотков перед каждой релаксацией, это не позволит токсинам осесть на стенках сосудов, что также может привести к головной боли).
Ну и к учителю конечно нужно походить.
Успешной практики…
Приветствую всех!
Я не волшебник, я только учусь. Судьба привела меня к КЙ 2 месяца назад. Хочу поделиться своей ошибкой, которая дает не очень приятные последствия.
После занятий у меня иногда меньше, иногда больше присутствует напряжение в задней части головы, в месте соединения головы с шеей. Через день-два это проходит.
Так как шея у меня проблемная и такое бывает и на ровном месте, я на эту малость особого внимания не обращала.
А вчера, получив книги, начала читать «Абсолютный баланс» и в первой же главе нашла указание на свою ошибку про НЕПРАВИЛЬНУЮ задержку дыхания. Вместо того чтобы расслабить все мышцы ответственные за дыхание, я наоборот их напрягала.
В книге на стр. 30 так и написано, что «такая грубая техника может создать большое напряжение в глазах, в задней части головы, в сердце и шее»
Если внимательно посмотреть на то, как я выполняю упражнения, которые даются с усилием, а сейчас это почти все упражнения, то лице и шея у меня задействованы в этом усилии, а надо бы наоборот держать расслабленными мышцы головы и шеи, ведь они ничем не помогают…
Это также как женщины, рожая, часто тужатся лицом, отчего у них лопаются сосуды в глазах.
Как знать, возможно, при старательной неправильной задержке дыхания или «помощи» в выполнении упражнений лицом и шеей, также лопаются какие-нибудь капиллярчики, оттого и болезненные последствия.
Здравствуйте.
У меня голова начинает болеть, как-будто сдавливают тисками во время медитации, когда глаза закрыты или олузакрыты, взгляд на кончике носа или межбровье. такой дискомфорт. Вроде бы не напрягаюсь. Преподаватель кй спросила — не мясоед ли я 🙂 вроде нет 🙂
почему такое может быть?
Сат Нам!
Эля, когда вы так медитируете, обратите внимание на глаза. Если глаза напрягаются, то это может вызвать нежелательные последствия: головную боль, ухудшение зрения (дальнозоркость, астигматизм). Если не получится смотреть на кончик носа без напряжения глазных мышц, то просто концентрируйтесь в точке межбровья. Ментально концентрируйтесь, без напряжения глаз.
спасибо, Дмитрий, скорее всего надо научиться расслаблять глаза, взгляд, это немного трудно.
Пейте больше воды во время класса-это избавит от головной боли
Приветствую всех! Не думаю, что правильным будет во время дхьяны фокусировать свое внимание на межбровье или на кончике носа. На мой взгляд, если yt открыта сахасрара чакра, то все внимание само по себе будет там, в этом случае это естественно. В случае открытия сахасрары, внимание нужно держать там в сахасраре, по ъходу движения Кундалини. А когда концентрация происходит на межбровье, то возможны различные иллюзорные видения, что само по себе вредно.
скажите пожалуйста, а где можно скачать «руководство по обретению абсолютного баланса»?
его можно только купить 🙂 в йога-клубах
А у меня после йоги болит сердце (щемит) …
Добрый день! Тоже болит голова после йоги. Только начала заниматься, 2 раза сходила. Всегда весной болит голова, пока почки на деревьях не распустятся. Раньше принимала сосудорасширяющий «Оксибрал», по 3 мес пила. Но потом беременность, кормление грудью 1.6 года, сейчас хочу отлучать уже. Получается уже третью весну мучаюсь, пошла на йогу, в надежде, что поможет, но ещё хуже. Очень хочу заниматься, не знаю, что делать((
Источник
Пожалуй, у всех практикующих на занятиях иногда возникают проблемы. У кого-то кружится голова в прогибах, у других есть проблемы со спиной или коленями, или же мешают вредные привычки. Кому-то сложно наладить режим дня или даже просто «найти» время для йоги.
Описанные ниже трудности характерны не только для начинающих. На деле, некоторые из них — этакая «бомба замедленного действия»: сначала они не приносят хлопот, а вот с течением лет, когда человек невольно начинает чувствовать себя «опытным йогом», тут-то и проявляются. Как правило, начинающим досаждают трудности, связанные с недостатком внимания и ограничениями физического тела, в то время как опытные практикующие встречаются лицом к лицу с более изощренными проблемами, которые коренятся в чувстве эго, «эгоизме», который вовсе не уходит «автоматически» по мере освоения разных техник, какими бы хорошими и полезными они ни были.
Не обязательно все проблемы в приведенном ниже списке актуальны лично для вас. Но что-то наверняка окажется полезным (а то и два-три пункта сразу!). Распознав проблему, мы попробуем найти пути ее решения.
1. Сонливость, невнимательность. В зале зачастую одновременно занимаются не менее 10-15 человек, поэтому у преподавателя далеко не всегда есть возможность заметить (и более подойти и поправить) вашу ошибку. Невнимательность приводит не только к неправильным действиям и нулевому результату от упражнения, но и может вызвать травму (например, колена, шеи, или поясницы). Отправляться на занятие по йоге надо полностью пробудившись, как на важное совещание, где присутствует начальство: не «зевайте», не заглядывайтесь на окружающих, не витайте в облаках. Полностью присутствуйте «здесь и сейчас». Если вы заметили, что регулярно «спите» на утренней йоге — возможно, надо раньше ложиться. Или выбрать вечернее занятие. Прохладный душ перед йогой (или хотя бы просто поплескать на лицо холодной водой в уборной йога-центра) на удивление хорошо помогает от «греха» невнимательности. Некоторым полезно перед занятием мысленно «замотивировать» себя, вспомнить, зачем пришли на занятие, сколько стоил абонемент, и какие цели поставлены. В гонке повседневной жизни ценность одного часа «обычного» занятия иногда просто теряется — но на йоге это особенно грустно. Многие знаменитые и успешные люди нашего времени получили (и получают!) большую пользу от йоги, делая ее с интересом, искренней мотивацией, внимательно, осознанно.
2. Сотовый телефон. Телефон в зале — враг йога номер один! Ни в коем случае не кладите телефон рядом с ковриком на занятии: факт в том, что он вас будет сильно отвлекать, даже если включен бесшумный режим. И, конечно, не отвечайте на смски и сообщения соцсетей на занятии: это полностью нарушает концентрацию. Лучше всего положить телефон в сумку, которую вы берете в зал, или если не берете — оствить в шкавчик, на ресепшн или в раздевалке в ваших вещах. Телефон вреден на йоге, даже если он не звонит! Если же вы ждете важного звонка по работе, и никак не можете обойтись без телефона на ближайшие 1.5 часа, то хотя бы в зале займите место рядом с выходом — чтобы, когда вам позвонят, выйти быстро и минимально отвлекая других. Вид человека, выбегающего с другого конца зала с пиликающим телефоном (особенно обходя и задевая людей, принявших замысловатые позы), способен испортить настроение всем присутствующим и говорит, как минимум, о вашем несерьезном отношении к йоге.
3. Чрезмерное любопытство (беспокойный ум). Обратная сторона сонливости, апатии — суетливость и чрезмерное любопытство на занятии. Не важно, как делают текущую асану другие, даже преподаватель — важно, как делаете вы сами! Поэтому во время отсройки позы обводить взором весь зал и отмечать, как кто делает — бессмысленно и вредно для вас. Это может показаться забавным, но некоторые признаются, что каждый раз смотрят, как кто делает, и мысленно даже ставят оценки! Некоторых может серьезно расстроить, если преподаватель делает ту или иную позу не идеально — а важно ли это для вашего лично здровья и вашей практики? Такое — на первый взгляд, «внимательное», отношение лишает вас возможности сконцентрироваться на своих внутренних ощущениях, что фактически важнее всего на занятии. Честное слово, лучше порой не посмотреть на преподавателя и других и очень внимательно сделать совершенно не ту позу, чем все время отвлекаться! Также не стоит спрашивать инструктора, «а для чего эта асана? она полезна?», т.к. во-первых, перечисление полезных эффектов асаны может занять далеко не одну минуту, а во-вторых, считать, что какая-либо асана имеет ограниченный полезный эффект — весьма поверхностный взгляд: любая йогическая техника на деле имеет десятки полезных эффектов, причем даже не всегда преподаватель может знать о них всех. Если не знает — вы поставите его (ее) в неудобное положение, если да — с гарантией отвлечетесь от реальной практики не только вы, но и весь класс. Польза от техник несомненно придет — но только если вы занимаетесь спокойно и внимательно. Успокойте себя осознанием, что йога в целом полезна для всего организма, и просто честно практикуйте.
4. Кишечные газы. Довольно забавная проблема, но она существует. При неправильной диете (с избытком бобовых или некачественного молока, например) практикующий испытывает повышенное газообразование в кишечнике. Газы обычно выходят в таких асанах, как Адхо Мукха Шванасана («Собака мордой вниз»), Баласана («Поза ребенка»), и многих других. Это некрасиво выглядит, и отвлекает вас и других. Однако сдерживать газы вредно! Решить проблему можно: 1) сбалансировав диету; 2) выпивая сок 1 лимона с водой натощак; 3) делая Паван муктасану («Позу высвобождения ветра») до занятия. Наконец, если конфуз все же произошел, не корите себя. Имидж и высокая самооценка не высоко ценятся в йогической среде, так что настоящего повода огорчаться нет. К тому же, люди никогда не чураются кого-то, кто выставил себя в невыгодном свете (это даже может сблизить в незнакомом кругу, сломать стену отчужденности) — а вот человека, который сильно озабочен тем, чтобы все время производить хорошее впечатление, всегда заметно, и его ждут проблемы в любом коллективе. В общем, проблема газов, на самом деле, больше ментальная, чем физилогическая.
5. Физкультурное рвение. Есть люди, которые считают, что «без боли нет прогресса в йоге», путая ее с бодибилдингом. Вид человека, с перекошенным от напряжения лицом выполняющего ту или иную асану — поистине типичен, и удручает. Если в той или иной йогической практике вы не способны расслабить лицо и выровнять дыхание — возможно, вы просто делаете что-то неправильно. Как известно, хатха-йога работает не за счет мышечного сокращения, а за счет, наоборот, растяжения мышц, а также давления на те или иные внутренние органы — чему вы, конечно же, мешаете, если напрягаете все тело, например, в Бхуджангасане («Позе кобры») или Пасчимоттанасане («Позе вытяжения спины»). Многие позы йоги можно условно назвать силовыми — такие, как Навасана («Поза лодки»), или Шалабхасана («Поза саранчи»), но и даже в них не надо группировать все тело, как при прыжке с парашютом! Каждую асану желательно принимать и держать с минимальным мышечных усилием, пошагово расслабляя те мышцы, которые не участвуют в удержании нужного положения тела (а таких всегда немало!). В итоге, с занятия по йоге вы выходите не как кошка, которую помыли, причем в стиральной машине, а с легкой улыбкой и расслабленным телом, и в полном спокойствии — только в этом случае можно говорить о полезном эффекте даже интенсивных упражнений. Если же после занятия у вас дрожат руки-ноги, сознание спутано, футболка промокла от пота, и есть только концепция в уме, что вы «хорошо поработали» — то, по большому счету, занятие прошло впустую. С опытом придет искусство расслабления и достижения спокойствия, это вопрос внимательности и, иногда, времени.
6. Обдумывание, оценка, критика, и самодеятельность. Есть тип практикующих, которые ходят на групповые занятия, но считают, что умнее всех, и лучше разбираются в йоге, даже чем преподаватель. На занятии у них на лице читается бешеная работа мысли, «обдумывание» (т.е. происходит процесс, обратный тому, который должен иметь место — очищение от лишних мыслей и, в идеале, вообще «остановка» ума), на людей на соседних ковриках человек смотрит критически: с одобрением или неодобрением — а может порой и вскочить, чтобы «помочь» соседу войти в сложную позу (грубое нарушение этики по отношению и к занимающемуся, и к преподавателю). Ведущему занятие такие люди нередко задают «полезные» вопросы по влиянию той или иной асаны на организм, или даже сообщают, что «а вот на мастер-классе у такого-то я научилась делать эту пранаяму не так, как вы показали — можно, я буду делать так-то и так-то?» Это очень отвлекает всех — а главное, в первую очередь самого этого человека! В конце занятия такой практикующий может подойди к ведущему и сообщить, что «в этот раз было маловато поз на вытяжение косых мышц спины», или что-то подобное. Узнали себя в этом портрете? Срочно бросайте обдумывать то, что вы делаете на йоге!) Для своего же блага. Иллюзия контроля надежно оставляет вас за бортом реально происходящего на йоге — того, что не видно на поверхности. Этот проблемный пункт развивает П.3, это его естественное продолжение: беспокойство ведет к обдумыванию, обдумывание — к самодеятельности.
7. Головокружение, тошнота, негативные мысли и злость, невозможность расслабиться в Шавасане в конце занятия. Такие «побочные эффекты» практики я выделил в общую категорию, потому что проблема одна: токсины, ментальные и физиологические (химические). Не секрет, что в наши дни многие продукты содержат незначительное количество вредных веществ — они не опасны по отдельности, но начинают ослаблять организм, если вы потребляете их регулярно. Для освобождения от пищевых токсинов принципиально важно наладить отличное пищеварение (и, пардон, регулярную эвакуацию отработанной пищи, 1-2 раза в день, не реже), периодически делать чистки (Шанкха-пракшалана — лучшая и самая мощная из них, даже в половинной версии), а также, возможно, сделать один день в неделю — на выходных — «разгрузочным»: поголодать или пить только свежие соки и воду, травяные чаи. «Одной йогой» организм тоже очистится, но это произойдет медленно, поэтому Шаткармы предписаны Патанджали всем, у кого в организме копится Ама, слизь (токсины) — а сейчас такие почти все, кто не дружит со спортом. С ментальными «токсинами», напряжением и негативными проявлениями ума полезно расправляться с помощью ментального же «детокса»: дней (постов) молчания, практикой медитации, Йога-нидры, успокаивающих пранаям. Если вы заметили, что на йоге в вас просыпается беспричинный гнев, или, наоборот, повышается «чувство жалости к себе» (некоторые даже плачут) — это нормально на первых порах, если же проблема остается, стоит посоветоваться с преподавателем, как ускорить процесс очищения. «Кайф» от таких побочных эффектов может получать только серьезно больной человек.
8. Страх перед сложными асанами или (не всегда рациональное) нежелание делать ту или иную технику. Не все практики йоги одинаково приятны. Вам могут нравиться одни асаны и пранаямы, и вообще не нравиться другие. При этом, часто ум «подсказывает», что неприятные техники вам «не нужны»! Такая уловка ума обусловлена негативным «самскарами»: загрязнениями, привычками, слабостями характера. В рамках выбранного стиля йоги лучше делать все предлагаемые упражнения, не сильно раздумывая об их «приятности» или полезности для вашего организма. Ведь для получения реального результата надо делать йогу целиком, в комплексе, и всегда найдутся техники, которые вам не очень симпатичны. Их надо делать все равно, только еще более тщательно и внимательно — и не только к выполнению самой техники, но и к своим физическим ощущениям, и ментальным реакциям (мыслям, оценкам), эмоциям.
Зачастую бывает так, что какая-то техника не нравится просто потому, что вы делали ее не совсем правильно, слишком усиленно, или просто она пока непривычна; но при хорошем, «честном», освоении она может потом даже стать «любимой»! Если вам на занятии встречается практика, которую «вот не буду делать, и всё» — сделайте, хотя бы в качестве эксперимента. Это же касается и освоения сложных асан: знающий преподаватель всегда найдет для вас приемлемый вариант выполнения, а постепенно вы сможете делать и полный вариант, пусть даже сначала несколько секунд. Я встречал людей, которые отказывались делать Бхастрику, мотивируя это тем, что эта техника якобы не полезна — при этом, дальнейшие расспросы открывали, что медицинских противопоказаний нет; просто было страшно делать интенсивную практику. Понятно, что еще сложнее бывает приступить к позам на прогибы (это проверка на способность «раскрывать сердце»), или, скажем, перевернутым позам (проверка на «доверие к Вселенной»). К сложным, страшным, «нелюбимым» техникам всегда подходите с осторожностью, начинайте их делать не спеша, понемногу, под наблюдением инструктора — чтобы не получить травму и таким образом «подтверждение», что «эта асана опасная и вообще мне не нужна».
9. Недоверие к преподавателю. Если вам зачастую кажется, что преподаватель «дает йогу не так, как надо», возможны только три варианта: либо инструктор и правда не достаточно квалицированный (и тогда все просто), либо вы попали не на тот вид йоги, какой вам нужен на данном этапе (и тогда тоже все очевидно) — либо же вы страдаете банальным недоверием к преподавателю. Это досадоное качество встречается очень часто, т.к. недоверие к другим людям — вообще характерная тенденция времени. В наши дни новости давно стали рекламой, политические, церковные, духовные авторитеты нередко подорваны, в любой области полно шарлатанов, и в целом в современной жизни много противоречий (или, по крайней мере, так кажется). Вокруг множество видов и стилей йоги, и целая армия преподавателей, так что далеко не просто найти то, что вам нужно, и полезно. Иногда бывает так, что и стиль йоги вроде подходит, и преподаватель с кучей дипломов и опытом работы, и йога-центр крайне популярный. А все-таки, что-то не так. Манера подачи материала вызывает раздражение, вокруг на ковриках сидят странные, глупые люди, которые делают все не так, музыка вообще не подходит для практики, зал слишком холодный, «палочки какие-то мерзкие горят, воняют», и так далее. В целом, возникает резкое желание все это исправить, улучшить. Хочется подсказать преподавателю, как лучше объяснять то или иное упражнение; хочется помочь некоторым недалеким людям в зале, потому что они делают все не так. При этом, вам может казаться, что проблема не в вас, но это не так. Может казаться, что вы «опытный практикующий», и это тоже не так: на деле — вы плаваете совсем на поверхности. Проблема в том, что фокус внимания остается снаружи, но в русле йоги (любой) критически важно сместить его внутрь, развернуть на себя. Ведь вы пришли заниматься собой, а не другими? Так оставьте других людей и вообще все рассуждения о практике в покое. «Не мои проблемы» — в данном случае лучшая постановка вопроса. Просто делайте ту асану или пранаяму точно так, как предлагает преподаватель, как бы глупо и «непродвинуто» это не казалось. Со временем вы поймете, что в йоге много тонкостей, о которых вы и не подозревали. Если вы доверяете выбранному стилю йоги, преподавателю — так и доверьтесь полностью! Другого пути нет. Если же доверие так или инчае подорвано — уходите, и найдите того, кому можно довериться полностью, иначе йога не пойдет. «Сначала проверяй, потом доверяй», альтернативы нет, т.к. в противном случае неизбежно «включатся» пункты 3, 6, 8, а возможно, и все остальные!
10. Неорганизованность и отсутствие рвения, желания заниматься. Это банальная, но серьезная, реальная проблема как для новичков, так и для опытных практикующих. Часто бывает так, что образ жизни, график работы и отдыха, множество бытовых, деловых, личных, финансовых задач — все это сильно отвлекает от занятий. Приходя на йогу, вы в который раз замечаете, что сил просто нет, и волей-неволей занимаетесь вполсилы. На занятии все устраивает, но энергии «прорываться» нет, и вы не чувствуете прогресса, а также не получаете удовольствия от практики. В таком случае бывает полезно просто больше следить за собой: хорошо высыпаться и питаться, уделять время релаксации в свободное время (например, делать отдельно, дома, Шавасану и Йога-нидру, когда есть такая возможность). Если просто «нет сил» или времени — поможет составить (на бумаге или в планшете) график дня, и посмотреть, подумать, где можно освободить время — пусть даже немного, хоть 15 минут — для того, чтобы побыть наедине с собой, в тишине, на природе, или даже немного поспать, чтобы набраться сил. Йога — не говоря уже о работе и семье — требует больших усилий, и важно не «перегореть» — а это бывает, если давление на вас и так, «в быту», довольно большое (а кому сечас легко?). Фактически, все перечисленные выше проблемы становятся гораздо мельче, и с ними легче разобраться, если вы хорошенько отдохнули, и со свежими силами и ясной головой пришли на йогу. Пусть это не прозвучит ересью, но иногда, если вы сильно устали и чувствуете, что силы и стресс на пределе — лучше даже пойти не на йогу, а покушать и поспать. Йога хорошо восстанавливает организм, и снимает стресс, но она и сама требует сил! Последние силы лучше оставить на базовые нужды, на основание пирамиды Маслоу, а йога — это вершина ее. Умение прислушиваться к своему организму, действовать согласно обстоятельствам (а не как вы запланировали в Новый год) — очень важная черта настоящего йога, одно из слагаемых успеха.
Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga
Источник