При заикании болит голова
Заикание, или произнесение с остановкой (которое также называют непроизвольной задержкой речи), является нарушением процесса передачи информации, при котором отдельные звуки или целые слова повторяются по мере того, как говорит подросток, прерывая его речевой поток. В некоторых случаях такие дети произносят долгие звуки либо же поток их речи может на какой-то момент совсем прекращаться.
Заикание впервые становится очевидным еще в дошкольные годы. Примерно у 90% детей в возрасте от 18 месяцев до 4 лет в некоторой степени наблюдаются «нормальные задержки речи». Такое заикание связывают с развитием языка ребенка, которое, вероятно, происходит от того, что процессы в мозге ребенка происходят гораздо быстрее его способности выражать свои мысли при помощи слов. Без чрезмерного внимания со стороны родителей или внешнего стресса такое заикание проходит само собой — обычно это происходит через 2-3 месяца.
Заикание может появиться у детей в любом возрасте — оно служит проявлением сильного стресса или социального давления. Если ребенок школьного возраста заикается, он может стать более застенчивым, что только усилит его чувство беспокойства и задержку речи. Давление со стороны учителей, которые стараются помочь ребенку, или сверстников также может обострить заикание.
В некоторых случаях люди, связанные с заикающимся ребенком (возможно, друзья или родственники), замечая возникающие у него трудности, испытывают чувство дискомфорта и меняют свое поведение по отношению к ребенку. Ребенок, как правило, не осознает, что именно его языковые модели и вызывают такую изменившуюся ответную реакцию, и поэтому испытывает еще больший дискомфорт, связанный с его манерой говорить, что ведет к сохранению заикания на долгие годы. Некоторые дети пытаются справиться с этой ситуацией, избегая любых социальных контактов и общения.
Все подростки обычно пытаются прекратить заикание, но все их попытки, будучи безуспешными, только усилят негативное представление о самих себе и, вероятно, ухудшат признаки заболевания. Тем не менее, как только исчезнет стрессовая ситуация, заикание, как правило, должно постепенно сойти на нет.
И только у незначительного числа детей среднего подросткового возраста — всего около 1% — отмечается так называемое истинное заикание. У таких детей наблюдается скорее наследственная тенденция к проявлению нарушения, а не ответная реакция на внешнее или социальное давление.
Как паузы, так и повторы возникают из-за сокращения речевого аппарата во время вдоха, которое напоминает икоту.
Раньше врачи думали, что заикание как-то связано с нарушением речевого аппарата, но на самом деле оно имеет совсем другие, скорее неврологические, причины.
Иногда заикание исчезает (после лечения или даже само собой), но иногда возобновляется.
Заикание может негативно отразиться на характере ребенка: переживая свой «дефект», он может стать робким, стеснительным, ему будет трудно непосредственно общаться с посторонними людьми.
Но по мере того, как ребенок взрослеет и у него начинает укрепляться нервная система, заикание проходит и после 25-летнего возраста встречается очень редко. Кстати, греческий оратор Демосфен в детстве тоже был заикой, но путем ежедневных упорных тренировок самостоятельно избавился от своего недостатка и даже прославился.
Что является причиной заикания
Чаще всего от заикания страдают детки, у которых только происходит формирование речевой функции — от 2 до 5 лет, но очень редко— в 7-9 лет, и еще реже — в подростковом возрасте.
Считается, что причиной возникновения заикания может стать как кратковременный сильный испуг; так и длительный стресс, чаще всего вызванный неладами в семье (разводом родителей, грубым обращением). Иногда заикание может возникнуть как подражательная реакция ребенка, если он длительное время общается с заикой.
Почти все дети проходят через стадию, когда речь доставляет им определенные трудности и некоторые слова никак не хотят выговариваться. Ребенок может пытаться повторить трудное слово еще и еще раз или запинается, а потом пытается одолеть его с налету, скороговоркой. Это нормальный этап речевого развития. Примерно каждый двадцатый ребенок испытывает трудности, повторяя отдельные слова или слоги, растягивая одни и проглатывая другие. У некоторых детей напряжение при этом заметно даже на лице. К счастью, такая легкая или средняя форма заикания обычно проходит сама по себе. Лишь один ребенок из ста становится хроническим заикой.
Мы не знаем, чем в действительности объясняется заикание. Похоже, некоторые дети уже рождаются предрасположенными к данному расстройству. Как и многие другие речевые проблемы, заикание больше свойственно мальчикам, чем девочкам. Оно часто встречается сразу у нескольких членов семьи, подтверждая, что наследственность играет здесь определенную роль. Исследования головного мозга показали, что у взрослых людей, страдающих заиканием, определенные участки мозга имеют отличия в размерах.
Существует распространенная точка зрения, что заикание — это признак стресса. В этом есть определенный смысл. Заикание наиболее сильно проявляется у детей в те моменты, когда они волнуются. Однако многие дети оказываются под воздействием сильного стресса, но при этом никогда не заикаются, так что стресс не может быть единственной причиной данного явления.
Уздечка языка (складка слизистой оболочки, проходящая по средней линии полости рта и соединяющая дно с нижней поверхностью языка) иногда бывает настолько короткой, что затрудняет движения языка. Однако к заиканию это не имеет никакого отношения.
Почему заикание так часто встречается у детей в возрасте от 2 до 3 лет? На сей счет существует два возможных объяснения. Это тот возраст, когда речь представляет для ребенка особые трудности. Когда он был младше, то пользовался короткими предложениями, над которыми не приходилось особенно раздумывать: «Вот машина», «Хочу гулять». Когда ему исполняется 2 года, он уже старается строить длинные фразы, чтобы выразить новые мысли. Ему приходится порой по 3—4 раза начинать одно и то же предложение, а добравшись до середины, он обнаруживает, что ему не хватает слов. Родители, утомленные его нескончаемой болтовней, не обращают на это почти никакого внимания. Они рассеянно произносят «угу» и продолжают заниматься своими делами. Ребенок еще больше расстраивается, ощущая свою неспособность привлечь внимание слушателей. Определенное влияние на речь может также оказывать свойственное этому возрасту упрямство.
У детей с «истинной» формой заболевания:
- заикание со временем становится только хуже;
- существует постоянная модель произношения с удлинениями, паузами, грамматическими формами и повтором слов;
- могут появляться дополнительные действия, так называемые инициаторы, проявляющиеся в процессе заикания, включая похлопывания по коленкам, постукивания ногами или нервные тики.
Как справиться или бороться с заиканием у детей
Лечить вашего ребенка от заикания должны два специалиста — логопед и невропатолог (или психотерапевт). Логопед занимается выработкой навыков правильной речи, психотерапевт помогает ребенку избавиться от страхов и повысить самооценку.
Постарайтесь установить дома размеренный режим дня и попытайтесь придерживаться его, нормализуйте обстановку в семье. Если ребенок не занят в других кружках, запишите его на занятия по пению — это поможет ему развить навыки правильного дыхания и чувство ритма.
Иногда лечение может занять всего лишь несколько недель, но иногда для выздоровления требуются месяцы работы родителей и врачей.
Вы скажете — зачем же лечить заболевание, которое со временем скорее всего пройдет само? Но ведь ваш ребенок должен у быть успешно адаптирован в школьном коллективе, а заикание может стать серьезной преградой на пути его взаимопонимания со сверстниками. Так что постарайтесь вылечить ребенка еще до того, как отправите его в первый класс.
Когда ребенок обращается к вам, уделяйте ему самое пристальное внимание, чтобы он не нервничал. Просьба говорить медленнее или повторить сказанное заставляет ребенка еще сильнее волноваться и только усугубляет заикание. Вместо этого повторите сами то, что сказал ребенок, причем обращайте внимание на смысл сказанного, а не на то, как это было сказано. Старайтесь говорить спокойно, без напряжения и попросите всех членов семьи придерживаться этого правила. (Замедлять речь не требуется, лучше говорить в естественном темпе.) Заикание у детей усиливается, когда они видят, что на выражение своих мыслей им отводится лишь несколько секунд. Возьмите в семье за правило, чтобы каждый говорил по очереди, не перебивая друг друга и давая всем возможность высказаться.
Ребенку поможет все, что вы предпримете, чтобы снизить уровень стресса. Есть ли у него возможность часто играть с детьми, с которыми он хорошо ладит? Достаточно ли у него игрушек дома и игровых сооружений во дворе? Когда вы общаетесь с ребенком, предоставьте ему возможность проявлять инициативу в разговоре. Игры с ним должны строиться на том, что вы совершаете какие-то действия с предметами, а не говорите о них.
Соблюдение режима дня, отсутствие спешки и суматохи также помогают избавиться от заикания. Если вам пришлось расстаться с ребенком на несколько дней, постарайтесь, чтобы в течение ближайших месяцев это событие не повторилось. Отучитесь от привычки постоянно говорить с ребенком и заставлять его отвечать вам.
Если ваш ребенок заикается, вы можете помочь ему справиться с этим недугом, если попытаетесь решить проблему с соблюдением некоторых простых правил.
- Старайтесь использовать для общения с ребенком моменты, которые не будут для него стрессовыми.
- Не поправляйте его речь.
- Не перебивайте ребенка.
- Не пытайтесь закончить предложение за ребенка.
- Не просите ребенка повторить фразу или предложение.
- 6Не просите ребенка отрабатывать произношение отдельных слов или звуков.
- Не просите ребенка говорить медленнее.
- Если ребенку будет удобнее, позвольте ему избегать определенных проблемных для него слов или звуков, находя другие слова для замены.
- Если ребенку будет удобнее, поспособствуйте тому, чтобы он делал паузы либо сделал полный вдох, а после этого на выдохе произносил фразу.
- Слушайте, ободряйте и выражайте ребенку поддержку.
Когда следует обращаться к специалистам при заикании
Поскольку множество детей испытывают те или иные речевые трудности и у большинства из них заикание проходит само по себе, трудно определить, в какой момент следует обращаться за профессиональной помощью. Общее правило, пожалуй, сводится к тому, что специальная помощь нужна при сильном заикании и при любом заикании, которое продолжается более 4—6 месяцев.
Как отличить легкую форму заикания от сильной? При легком заикании ребенок не испытывает от этого особого смущения и чрезмерной сосредоточенности. Его мышцы лица не напряжены и тон голоса нормальный. Он заикается только при сильном волнении и нормально говорит в спокойном состоянии.
При сильном заикании ребенок очень сосредоточен на процессе произношения и старается говорить как можно меньше. Лицевые мышцы сильно напряжены, а тембр голоса повышается (это тоже признак нервного напряжения). Он заикается практически всегда, даже в спокойном состоянии. Если у ребенка сильное заикание, то и вы тоже ощущаете нервное напряжение, разговаривая с ним.
При заикании, как и в любой другой сфере воспитания детей, следует больше прислушиваться к своему сердцу (или разуму). Если речевые затруднения ребенка доставляют вам беспокойство, значит, пришло время обращаться за помощью.
Чем раньше ребенок с сильным заиканием обратится к опытному логопеду, тем лучше. Существуют специальные методики, позволяющие научить ребенка говорить более бегло. Даже если логопед не сможет устранить заикание, то он хотя бы не позволит этому расстройству развиться еще сильнее. Сильное заикание может оказаться серьезной душевной травмой для ребенка, которая будет сказываться на протяжении всей его жизни. Хороший врач поможет ребенку и его семье разобраться с этой проблемой и научит справляться с ней.
Если ваш ребенок продолжает заикаться, обратитесь за помощью к специалистам. Если ребенок начинает заикаться в среднем подростковом возрасте либо если раннее состояние заикания сохраняется или начинает проявляться вновь, попросите вашего педиатра направить вас к специалисту в этой области — чаще всего это будет терапевт, занимающийся языковыми и речевыми проблемами с опытом работы в области заикания детей. Некоторым детям также может потребоваться психологическая консультация для рассмотрения таких вопросов, как низкая самооценка, которая также может приводить к задержке речи.
Вам также следует обратиться за помощью, если:
- заикание ребенка все усиливается;
- ребенок становится слишком застенчивым и начинает бояться процесса общения;
- у ребенка появляются новые формы лицевых гримас или нервных тиков.
Прогнозы для детей с заиканием обнадеживающие: около 80% перестают заикаться к юношескому возрасту. Тем не менее у небольшого числа детей заикание сохраняется и во взрослом возрасте — таким детям и взрослым требуются постоянная поддержка и помощь.
Источник
Заикание чаще встречается в детстве и с годами обычно проходит. Однако бывают пациенты, у которых оно сохраняется или даже впервые появляется во взрослом возрасте.
Причины заикания
Заикание — это нарушение плавности речи в виде задержки произношения или повторения звуков, слогов, слов. По сути, это непроизвольные избыточные движения мышц, участвующих в произношении звуков (мышц лица, дыхательных и жевательных мышц).
Известно, что к факторам риска относят мужской пол и наследственность. Однако само заикание развивается в результате действия множества факторов.
Заикание чаще всего развивается в детстве (от 2 до 6 лет) и постепенно проходит с возрастом — благодаря «дозреванию» головного мозга и проводимому лечению (например, занятиям с логопедом).
К сожалению, если заикание не лечить, то оно может сохраниться на всю жизнь, и тогда пациенту будет сложно нормально общаться и жить. Нередко заикающийся человек старается меньше говорить, замыкается. Помимо этого со временем может нарастать неуверенность в себе, тревога и даже депрессия.
Механизм развития и виды заикания
У взрослых, как и у детей, выделяют два основных механизма развития этой патологии. Заикание, которое развилось на фоне стрессового события, называют логоневрозом. Оно обычно сочетается с тревогой, нарушениями сна и другими проявлениями невроза.
Читайте также:
Как справиться с бессонницей?
Если же нарушение речи возникло в результате повреждения мозга (например, у ребенка — из-за гипоксии во время родов, или у взрослого — после инсульта, травмы, инфекций), то такое заикание называют органическим. Оно может сочетаться с другими признаками поражения головного мозга (например, со слабостью конечностей, эпилептическими припадками, непроизвольными движениями в разных частях тела).
По виду заикание разделяют на клоническое, тоническое и смешанное. Различия между ними легко слышны и неспециалисту. Так, при клоническом заикании происходит непроизвольное многократное повторение звуков или слогов, а при тоническом — растягивание слогов и задержка речи. Очень часто встречается смешанный вид заикания, когда эти симптомы сочетаются.
Обследование при заикании
В случаях развития нарушений речи после травмы, инсульта, инфекции необходимо провести тщательное обследование головного мозга (обычно выполняют компьютерную или магнитно-резонансную томографию, электроэнцефалографию).
Впрочем, в ситуациях, когда заикание развилось на фоне стрессовой ситуации или беспокоит с детства, также необходимо пройти обследование, иногда даже несмотря на кажущуюся очевидность причины. В таких случаях нужно обратиться в первую очередь к неврологу. Возможно, по результатам осмотра врач порекомендует все-таки выполнить исследования головного мозга для уточнения тактики лечения.
Особенно насторожить должны случаи, когда заикание развивается без видимых причин у взрослого человека. Такое нарушение речи может быть признаком опухоли мозга и требует незамедлительного обращения к врачу (неврологу) и обследования.
Лечение заикания у взрослых
Основные трудности при лечении логоневроза у взрослых обычно связаны с длительностью болезни. Если человек с детства страдает заиканием, то нарушение речи обрастает множеством других проблем — тревогой, страхом, неуверенностью в себе, нарушениями сна и аппетита. Могут присоединяться насильственные движения в других частях тела (например, в мышцах шеи или руки).
Читайте также:
Иглоукалывание в неврологии
В таких случаях необходима совместная работа сразу нескольких специалистов — психотерапевта, невролога, логопеда. В некоторых случаях очень эффективно иглоукалывание, методы биологической обратной связи (непрерывного мониторинга в режиме реального времени определенных физиологических показателей и сознательного управления ими с помощью мультимедийных, игровых и других приемов).
В случаях органического поражения мозга в результате травмы, инфекции, опухоли прогноз лечения зависит от конкретной ситуации (объема и области поражения мозга, настроя пациента на результат).
Лекарственные препараты при любом типе заикания назначают в составе комплексной терапии. Используют антиконвульсанты (например, карбамазепин), антидепрессанты (например, циталопрам), анксиолитики (алпразолам) и другие группы препаратов.
На сегодняшний день существует множество эффективных методов лечения заикания. Но во многом выздоровление зависит от вашего настроя избавиться от нарушений речи.
Будьте здоровы!
Мария Мещерина
Фото depositphotos.com
Товары по теме: карбамазепин, циталопрам
Источник
Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука. В своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению.
Общие сведения
Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.
Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).
Заикание
Этиология и патогенез
Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие. Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить:
- наследственную отягощенность;
- заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
- внутриутробные, родовые травмы;
- переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).
Условиями, способствующими возникновению заикания могут выступать:нарушение развития моторики и чувства ритма; скудность эмоционального развития; повышение реактивности в результате анормальности отношений с окружающими; скрытые психические нарушения (например, ущемленность). Наличие одного из вышеперечисленных условий достаточно для нервного срыва и, как следствие, заикания. К причинам, провоцирующим возникновение заикания, относятся: одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).
Патогенез заикания схож с механизмом подкорковой дизартрии. В его составе — нарушение координации дыхательного процесса, артикуляции и голосоведения. Поэтому заикание часто обозначают как дизритмическую дизартрию. Срыв индукционных взаимодействий коры головного мозга и подкорковых структур приводит к нарушению регуляции коры. В связи с этим происходят сдвиги в работе стриопаллидарной системы, которая отвечает за «предуготовность» к совершению движения.
В движении участвуют две группы мышц — одни сокращаются, другие — расслабляются. Благодаря точному и согласованному перераспределению тонуса мышц, возможно совершение быстрых, точных и строго дифференцируемых движений. Именно стриопаллидарной системой осуществляется контроль над рациональным перераспределением тонуса мышц. Блокирование стриопаллидарного регулятора речи вследствие эмоционального перевозбуждения или анатомо-патологических повреждений мозга приводит к клоническим повторениям (тик) или тоническому спазму. Со временем патологический рефлекс — нарушение речевого автоматизма и гипертонус мускулатуры речевого аппарата – перерастает в условный рефлекс.
Симптомы заикания
Дыхание. Среди нарушений дыхательного процесса при заикании отмечается громадный расход воздуха на вдохе и выдохе, что обусловлено расстройством сопротивления в области артикуляции. Нарушение речевого дыхания при заикании заключается в образовании пациентом инспираторно-гласных или проторных звуков. Другими словами, для движения голосовых связок и образования проторного шума пациент использует вдыхаемый воздух. Укороченный выдох наблюдается не только во время речи, но и в покое.
Голос. Попытка произношения звука при заикании сопровождается судорогоподобным замыканием голосовой щели, что препятствует возникновению звука. Во время приступа гортань быстро и резко движется вверх, вниз и выдвигается вперед. Из-за не способности на плавное произношение пациенты пытаются произносить гласные звуки твердо. Наблюдается смягчение симптоматики заикания при пении и шепоте вплоть до полной нормализации речи.
Артикуляция. Кроме функциональных нарушений в артикуляционном аппарате при заикании наблюдаются и соматические нарушения. Например, высокий свод неба, отклонение высунутого языка в сторону, в носовой полости — искривленная носовая перегородка, гипертрофия раковин.
Сопутствующие движения — это движения, сопровождающие речь при заикании, не являющиеся необходимыми, но, в то же время, производимые пациентом, как сознательное движение. Во время приступа заикания пациенты могут откидывать голову назад, наклонять ее, закрывать глаза, сжимать кулак, пожимать плечами, топать ногой, переступать с ноги на ногу. Словом, совершать движения, которые можно обозначить как тонические или клонические судороги.
Психика. С развитием заикания неизбежны те или иные психические расстройства. Наиболее часто встречается страх перед некоторым буквами, слогами и словами, а именно их произношением. В своей речи пациенты, страдающие заиканием, намеренно избегают таких букв и слов, по возможности подыскивают им замену. При обострениях может возникать абсолютная немота. Мысли о невозможности нормального общения могут доводить до сознания неполноценности и в отношение всего «я».
Фазы развития заикания
1-ая фаза. Наблюдаются небольшие эпизоды заикания, сокращение периодов плавной размеренной речи. Окончание первой фазы заикания определяют по следующим симптомам:
- затруднения в произношении возникают чаще в начальных словах предложений;
- эпизоды заикания возникают при произнесении союзов, предлогов и других кратких частей речи;
- «коммуникативное давление» усугубляет заикание;
- ребенок никак не реагирует на свои трудности с произнесением слов, разговаривает без смущения. Нет беспокойства, страха речи. Спровоцировать заикание способна сиюминутная эмоциональная вспышка.
2-ая фаза. Появляются проблемы в контактировании, некоторые сопутствующие движения. Постепенно повышается число ситуаций, сложных в плане общения.
- заикание приобретает хронический характер, но различается тяжесть приступов;
- проблемы с произнесением возникают чаще в многосложных словах, во время быстрой речи и значительно реже в кратких частях речи;
- ребенок осознает нарушения своей речи, но не считает себя заикающимся. Говорит непринужденно в любой ситуации.
3-я фаза. Закрепление судорожного синдрома. Однако пациенты не испытывают страха речи и какой-либо неловкости. Они используют любую возможность для общения. Предложение о лечении не вызывает какой-либо поддержки или энтузиазма со стороны пациента. Они как будто дают себе установку на спокойствие.
- пациенты осознают, что по причине заикания некоторые ситуации становятся затруднительными в плане общения;
- появляются трудности в связи с произнесением определенных звуков, слов;
- попытки заменить «проблемные» слова другими.
4-ая фаза. На этой стадии заикание — большая личностная проблема. Появляются выраженные эмоциональные реакции на заикание и, как следствие, избегание речевых ситуаций. Если раньше пациент прибегал к замене «проблемных» звуков (слов) периодически, то теперь он делает это постоянно. Он начинает обращать внимание на реакцию окружающих на его заикание. Характерные черты 4-ой фазы заикания:
- ожидание заикания (антиципация);
- затруднения при произнесении определенных звуков (слов) принимают хронических характер;
- логофобия (страх речи);
- ответы на вопросы становятся уклончивыми.
Осложнения заикания
Наличие заикания вынуждает ребенка избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается круг его общения и, как следствие, общего развития. Появляется мнительность, настороженность, ощущение разницы между собой и сверстниками. В результате непонимания между ребенком и его родителями (одноклассниками, сверстниками) развивается ощущение ущемленности, собственной неполноценности. Нарастает раздражительность, появляется пугливость, которая может привести к угнетению психики и усугублению заикания. Заикание может привести к снижению успеваемости в школе по причине неловкости, стеснительности и замкнутости ребенка. Развитие заикания может помешать в выборе профессии, а также в создании семьи.
Диагностика заикания
Для диагностирования заикания необходимо наличие следующих признаков:
- нарушение ритмичности речи (обрывки слов, фраз, повторение слогов, растягивание определенных звуков);
- трудности и запинки в начале речи;
- попытки справиться с заиканием с помощью побочных движений (гримасы, тик).
В случае продолжительности вышеперечисленных расстройств более 3-х месяцев диагностируется заикание. Таким пациентам необходима консультация не только невролога, но и логопеда. Для исключения органических заболеваний нервной системы проводят реоэнцефалографию, ЭЭГ головного мозга, МРТ-диагностику.
Лечение заикания
Успешность лечения невротического заикания во многом зависит от своевременности диагностирования. В виду малоэффективности традиционных психотерапевтических методов лечения заикания (поведенческий, гипнотический и т. д.) в современной медицине отдается предпочтение специальным терапевтическим подходам, которые включают в себя элементы нескольких методов лечения. Такие комбинированные психотерапевтические методы лечения заикания применяют и в индивидуальной, и в групповой форме. Коррекция нарушений речи проводится путем логопедических занятий по коррекции заикания и ускоренной речи.
Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Здесь делают акцент на коллективную игровую психотерапию, логопедическую ритмику. Не малое значение придается и семейной психотерапии, где используется внушение, отвлечение внимания, релаксация. Детей учат разговаривать в такт с ритмичными движениями пальцев рук или монотонно и нараспев. В основе метода саморегуляции установка на то, что заикание — определенное поведение, подвластное изменению. В его составе — десенсибилизация, аутогенные тренировки. Целью вспомогательного медикаментозного лечения является снятие симптомов страха, тревоги, депрессий. Рекомендовано назначение седативных (в т.ч. фитотерапевтических) и общеукрепляющих средств.
В медикаментозном лечении неврозоподобного заикания, возникающего в связи с органическим поражением головного мозга, применяют спазмолитики ( толперизон, бенактизин), с осторожностью транквилизаторы (в минимальных дозах). Доказана эффективность проведения курса дегидратации. В случае клонического заикания рекомендовано назначение нескольких курсов (от 1 до 3 месяцев) гопантеновой кислоты. Кроме того, в комплексное лечение заикания рекомендуется включать физиотерапию, а также массаж (как общий, так и логопедический).
Прогноз благоприятный более чем в 70% случаев заикания среди детей.
Профилактика заикания
Методы профилактики заикания разделяют на две группы. Одна из них нацелена на поддержание и укрепление детского здоровья, вторая — на организацию речевого развития ребенка. Полноценное питание, постоянный уход, соблюдение режима дня и гигиены — это важные составляющие психического и речевого развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Нормальному функционированию нервной системы и предохранению ее от перегрузок способствует правильное чередование бодрствования и сна. Следует беречь психику детей от чрезмерной информационной нагрузки (просмотр «взрослых» телепередач, чтение перед сном гиперэмоциональных сказок), ситуаций, способных вызвать испуг.
Полноценное речевое развитие ребенка должно включать в себя три направления. Первое — расширение кругозора, понятия и представления об окружающем мире, явлениях и предметах (игры, прогулки, чтение книг). Второе — профилактика и предупреждение запинок в речи ребенка, обучение плавности и неторопливости речи, умению логично и последовательно излагать свои мысли, желания. Третье — формирование правильного звукопроизношения, ритмике и темпу речи. Однако сообщать ребенку новую информацию следует постепенно, дозировано.
Исправив заикание, во избежание рецидивов необходимо создать ребенку соответствующие обстановку и режим, которые будут способствовать поддержанию благоприятной психологической обстановки.
Источник