Стоит ли идти в школу если у меня болит голова
Что делать при таком недуге и как его предотвратить
Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.
Характеристика головных болей
У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.
Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.
Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.
Диагностика головных болей напряжения
Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).
Лечение головных болей напряжения
Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:
- Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
- Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
- Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
- Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
- Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
- При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
- Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
- Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
- Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
- При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
- Медикаментозное лечение.
Профилактика головных болей напряжения
Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.
Будьте здоровы !
Запись к неврологу клиники «Доктор лор» кандидату медицинских наук — Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.
Пр.Строителей,10
Официальный сайт
https://www.clinic-doctorlor.ru/
Группа вконтакте
https://vk.com/doctorlor_uu
Необходима консультация специалиста
Источник
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Сын 11 лет пришел вчера с тренировки с больной головой. Вижу,что болит сильно. Мне его жалко, потому что сама с 10 лет мучаюсь мигренями. Даю легкую таблетку и укладываю спать. На утро встает опять с больной головой, говорит больно при любых движениях…
Ругая наследственность, даю ему сильную таблетку и говорю собираться в школу…
А сама вот думаю, а надо ли было отправлять? Но сегодня у них день учителя…
А как бы поступили вы?
05.10.2006 12:52:47, EkaterinaS
50 комментариев
если бы реально сильно болела, да еще и так, что пришлось принять таблетку (причем сильную) не повела бы ни за что — пусть бы у них там экзамен на аттестат был бы, наплевать!!!!!
У меня бывают приступы мигрени (слава Богу, нечасто, раз в 3-4 месяца), но в эти два дня я не то что на работу — до таулета дойти не могу. И у моего ребенка бывают, но не мигрени, а, видимо, чего-то другого (не скажу чего). И в школу точно не отправляю. Потому что есть большая вероятность, что оттуда его на скорой в реанимацию повезут. А оно мне надо???
06.10.2006 11:34:28, Natem
В такой ситуации — нет, это все же не работа. ! день в школе можно без справки пропустить. Как человек, страдающий мигренями, я все время боюсь, а вдруг у ребенка уже тоже самое? ведь это наследственная болезнь.
06.10.2006 10:41:26, hanhi
Мой почти 9-летний позавчера пожаловался на головную боль, утром повторилось, в школу не пошел, посидел дома, отдохнул, сегодня сам засобирался в школу.
05.10.2006 17:14:30, Marfusha
А у вас бывает мигрень? Лично я ходить не могу. Вообще.падаю, кружится голова, темнеет в глазах, рвет от звуков и запахов.
Малейшее недомогание и я запрещаю идти в школу. если даже очень просит.
05.10.2006 16:03:27, СветА
А на работу Вы в такие дни не ходите?
05.10.2006 18:11:40, EkaterinaS
К счастью, у меня свободный график.
И мигрень я за 25 лет болезни вычисляю заранее и всегда готова к приступу.Часто бывают перестраховки типа из пушки по воробьям-просто заболела голова, а я ее тут же и придавила флаконом таблеток.
В присутственные на работе дни особенно.
Раньше, когда работала более загружена, меня в таком виде отсылали домой , а пару раз даже вызывали скорую .Хоть на перемене, а не на уроке.
Но мой бенефис был, когда я сорвала спектакль на Малой Бронной, там » волки и овцы» шли, еще в студенчестве моем.Меня выносили из зала с неукротимой рвотой, включали свет, прерывали действие, потом откачивали в гримерке, пока скорая ехала. Тогда я молодая была, лекарства с собой не носила, звоночков не понимала.
Теперь купирую сама заранее.
но сейчас реже, чем раньше. Курсы лечения не излечивают, но сниждают частоту и остроту.Сделаю курс-полгода реже болит. потом опять..
05.10.2006 20:29:55, СветА
Ниже писала, что у меня раза 4 в месяц по два три дня. И это с детства. В школу ходила, на работу ходила и с малолетним ребенком сижу.
Сына жалко, но что делать я пока не знаю.
В следующий раз не пущу наверное. Но если это будет чаще с возрастом, то наверное придется привыкать.
05.10.2006 18:10:47, EkaterinaS
Вернулся живой, голова не болит:) Даже оказывается рад, что пошел, а я вся извелась за это время!
В следующий раз попробую не пустить…
05.10.2006 16:01:19, EkaterinaS
Я обычно спрашиваю у сына и прошу его самого оценить свою работоспособность, в случае если боль не отпустит.
05.10.2006 15:17:20, Светлана
Однозначно бы не повела. У меня зря говорить не будет, для нее это наказание — в школу не пойти. Если жалуется — значит, действительно, плохо.
05.10.2006 15:11:38, Татьянчик
Проверила бы, не свернул ли себе ребенок шею на тренировке, длительные головные боли у детей — чаще всего от позвоночника, от шеи точнее.
05.10.2006 15:11:15, Ясень
оставила бы дома
05.10.2006 14:21:19, ВеРа
Я объясняю, что больные дети не играют в компютер и не гуляют. Если после этого голова не проходит, значит действительно не надо в школу.
05.10.2006 13:50:54, Ольга Оводова
Дома бы оставила.
05.10.2006 13:39:03, lumber
Не отправлять. Все равно с больной головой учебы не будет. Только если сам ребенок хочет
05.10.2006 13:16:50, ЮлияС
Ну и что что день учителя??? Он где-то задействован что-ли?
05.10.2006 13:16:43, Красно Солнышко
Ко врачу( то есть который с большой буквы пишется) на обследование я отправилась ровно год назад после того, как ребенок пожаловался на головную боль.
Обследование, лечение, рекомендации беречь от перегрузок, в школу ходить не каждый день.
05.10.2006 13:05:07, jii
А лечение вам помогло?
Мне вот не помогпло ничего, тольео язву заработала… Но за столько лет наверное что-то изменилось?
05.10.2006 13:11:11, EkaterinaS
Очень помогло. Я поменяла приоритеты в пунктах ‘школа любой ценой’ или ‘здоровье моего ребенка’.
Ну и таблетки, массажи, бассейны, режим дня.
Не все получается, как врачи рекомендуют. Но хотя бы я теперь вижу что я должна делать, чтобы исправить ситуацию и не допускать следующего раза.
А голова у него больше не болит.
05.10.2006 14:22:06, jii
У меня пока не болит голова у ребенка.
Но если вдруг заболит, то про массажи, режимы и прочее я лучше любого врача знаю. Более того, для того, чтобы с этим все было в порядке мне даже не нужны никакие головные боли. Массаж раз в год обязательно, режим безупречен, питание сбалансировано и прочее и прочее.
05.10.2006 16:41:09, Красно Солнышко
Вот именно. У меня в 10 лет начались головные боли. Куда меня только не таскали. Все эти обследования — что мертвому припарки, имхо. А догадаться пропустить школу можно и без обследований.
05.10.2006 13:16:08, Красно Солнышко
Ну вот и я с этими болями живу. И они раза 4 в месяц по 2-3 дня. и так с 10 лет. Но если столько пропускать школу, то мой и без этого не отличник вообще наверное ничему не научится…. А потом, если не дай Бог! у него это будет часто и один-два раза дав не сходить в школу, на третий он просто будет бастовать…
К врачу я конечно же обращусь.
05.10.2006 13:23:12, EkaterinaS
А зачем к врачу? Вам никто не помог, а ему помогут???
05.10.2006 13:29:16, Красно Солнышко
Может что нового изобрели…
05.10.2006 13:30:21, EkaterinaS
Не изобрели.
05.10.2006 16:04:50, СветА/мигреньщица со стажем/
А вы сами то не пытались лечиться недавно?
Ничего нового 🙂
05.10.2006 13:32:02, Красно Солнышко
Пыталась лет 10 назад:)
Что-то не утешительно…
05.10.2006 13:34:15, EkaterinaS
Вот и я пыталась. И не раз и не два…
05.10.2006 13:35:52, Красно Солнышко
Девушки, надежда всегда есть! Я болями мучилась с 8 лет, только в прошлом году мне помогли — в клинике нервных болезней в Москве. А боли у меня были 29 дней из 30!!! Инвалидность получать можно было. В принципе, мигрень не лечится, но можно с ней сосуществовать, так как приступ не возникает без ПРОВОКАЦИИ.
И еще — есть лекарства, курс которых надолго — года на 3 — снижает частоту и интенсивность приступов. У меня уже прошел год, как я лекарства не пью — тьфу-тьфу-тьфу, стало жить НАМНОГО легче.
05.10.2006 14:10:33, Философский Камень
Абсолютно согласна.
05.10.2006 14:28:24, jii
Ну хорошо, а если сыну так же ничего существенно не поможет, то со школой то как быть?
05.10.2006 13:39:47, EkaterinaS
Пропускать.
Я по две недели подряд пропускала. А уж с последних уроков отпроситься — регулярно.
05.10.2006 13:47:07, Красно Солнышко
Я б его спросила, как он хочет. А день учителя — наверное не у них, а у учителей. (Конечно, если бы он регулярно норовил пропустить школу, то я б его не спрашивала.)
05.10.2006 12:57:44, пчела Майя
Он конечно бы не отказался от такой возможности:)
Таблетка боль точно снимет, но состояние конечно уже не то будет… эх
05.10.2006 13:07:06, EkaterinaS
Да не всегда, кстати, таблетка боль снимает.
05.10.2006 13:10:13, Sofia
Вроде эта ему уже снимала, вернее приглушала…
Но раньше и голова за ночь проходила.
05.10.2006 13:14:58, EkaterinaS
У меня тоже бывают ужасные головные боли. Часто помогают таблетки, но бывают случаи, когда голова продолжает болеть 🙁
05.10.2006 13:16:11, Sofia
Вот я тоже пью цитрамон. Если не помог, то значит не помог. Но чаще не пью. Если как сегодня, например, так его надо каждые три часа пить…
05.10.2006 13:22:30, Красно Солнышко
А я часа через полтора, если цитрамон не помогает, пью спазган. А если уж и он не помогает, то ничего не пью. Но работать в таком состоянии я не могу.
05.10.2006 13:25:03, Sofia
В цитрамоне чему от мигрени помогать?
давление чуть поднимает и аспиринчик.
Я, если сразу к к началу приступа не приму сильно обезболивающего, через полтора часа меня может только скорая вывести уколами. Хотя бы рвоту остановить.И то не всегда может.Вовремя не купирую приступ-могу и три дня подыхать во все места таблетки и свечи пихать.
05.10.2006 16:46:48, СветА
Может, не мигрень, а просто голова болит?Видов головной боли много -от остеохондроза до напряженя, давления, усталости..
05.10.2006 20:31:08, СветА
Я вообще не знаю, из чего он состоит.
05.10.2006 16:59:33, Sofia
У меня для таких же целей — ценаризин.
Невропатологи тоже симптоматически действуют.
Приемы лекарств курсами мне ничем не помогают.
В Евпатории вот голова значительно реже болит.
05.10.2006 13:31:14, Красно Солнышко
У меня реже болит после курсов массаж и курса уколов и ноотропов.
05.10.2006 16:47:32, СветА
Ну, массаж то я делаю регулярно.
А вот лекарства давно не пила.
Нельзя мне пока. Кормлю до сих пор. Редко, но тем не менее.
05.10.2006 17:00:10, Красно Солнышко
А у меня спигелон:) Снимает на час, но его можно пить чаще, чем анальгетики и пр.
05.10.2006 13:38:05, EkaterinaS
Неделю назад дочь оставила на один день. Она отдохнула как следует и уже на следующий день пошла. Ну какие уроки с головной болью-то…
05.10.2006 12:56:18, Kirushka©
Конечно, не пустила бы в школу.
05.10.2006 12:56:11, Sofia
Наверное нет, если боль сильная…
05.10.2006 12:54:30, Irina L
Источник
Сначала предполагалось, что у девочки не было справки, дающей ей разрешение заниматься в танцевальном клубе. Однако выяснилось, что документы школьница предоставляла и была, согласно им, здорова. Как сообщал Лайф ранее, причиной внезапной смерти могла быть аритмия, порок сердца (если его вовремя не диагностировали), инфекция или оторвавшийся тромб.
Более 40% учащихся 6—9-х классов общеобразовательных школ в конце дня испытывают «из-за учёбы» головные боли. Об этом свидетельствуют данные исследования старшего преподавателя кафедры психологии образования Иркутского государственного университета Елены Аршинской (документ есть в распоряжении Лайфа). Оказалось, что больше всего страдают от усталости и больших учебных нагрузок восьмиклассники — они же чаще других (56%) иногда недосыпают из-за того, что нужно делать домашнее задание.
В исследовании приняла участие одна тысяча школьников — учащихся 6—9-х классов. Часть из них училась в обычных общеобразовательных школах, часть — в лицеях или гимназиях, а некоторые — в школах с углублённым изучением предметов. Выяснилось, что дети из последних двух групп устают от занятий меньше, несмотря на то что учебные нагрузки сильнее.
В конце рабочего дня более чем у половины опрошенных болит голова и больше 40% учеников общеобразовательных школ связывают недомогание с учёбой. Так ответило около 30% учащихся школ с углублённым изучением предметов и 35% лицеистов.
Чаще всего испытывают недомогания восьмиклассники — в некоторых обыкновенных школах число жалующихся на головные боли достигает 84%. Эта же группа детей из-за того, что нужно делать домашнее задание, иногда недосыпает (56%). При этом самыми сонными на уроки приходят ученики 9-х классов — 41% таких ребят практически всегда жалуются на недостаток сна.
К концу недели чувствуют себя усталыми примерно одинаково все дети. И с возрастом уставших становится больше.
— Я всю неделю жду выходных. Мама говорит, что я — сова: мне совсем не хочется спать после 11 вечера, и я не хочу вставать в 7 утра из-за учёбы. То есть я встаю, но мне тяжело. И эта усталость копится, — рассказывает ученик 6-го класса столичной школы Игорь. — После того как я прихожу из школы, мама просит меня делать уроки сразу, «чтобы вечер был свободный». Но я хочу отдохнуть и пытаюсь по-всякому отложить… В итоге мама жалеет меня, разрешает, но всё заканчивается тем, что я в половину одиннадцатого ночи ещё решаю задачи. Мама не отдыхает, и я над уроками уже сплю. Поэтому всегда жду субботы.
Автор исследования отмечает, что образовательный процесс можно назвать одним из факторов возникновения болезней, связанных с интеллектуальным перенапряжением. Причина многих недомоганий — неправильное распределение нагрузки в средней школе. При этом педагог обращает внимание, что эта проблема существовала всегда, в том числе и в XX веке.
По мнению Аршинской, детей нужно учить «здоровьесбережению» — способности понимать свой организм и регулировать поведение, образ жизни в целях сохранения хорошего самочувствия и качества жизни.
Однако это не так просто. Согласно результатам опроса, чем старше ребёнок становится, тем реже он выходит гулять. И апогея эта негативная тенденция достигает снова у замученных уроками восьмиклассников. Только 27% из них заявили, что регулярно выходят на улицу.
Возможно, дело в том, что школьников 12—14 лет родители ещё могут затащить в парки, а в 15 у подростков появляются уже наверняка свои интересы, которые редко лежат «в плоскости» тихих прогулок. Выходит, действительно, либо «куча домашки», либо — пора в кино, за компьютер или с друзьями в кафе…
Автор утверждает, что психологическому состоянию ребёнка уделяется мало внимания. Родители, педагоги и сами школьники думают прежде всего о физических недомоганиях. А потому страдает голова. Только 17% учеников общеобразовательных школ получают положительные эмоции от учёбы. Среди учеников спецшкол процент тех, кто любит ходить на занятия, также невелик — их 20—30%.
Детский врач-невролог Павел Соколов подтвердил, что усталость от занятий может привести к головным болям. При этом специалист также отметил, что это чревато более серьёзными заболеваниями для подростков.
— Но не нужно всем сразу пенять на школу. Проблема прежде всего не в уроках, а дополнительных кружках. То есть первопричина — родители. Они сверх основной учёбы говорят детям ходить ещё куда-то… Усталость может породить невроз, а он уже, в свою очередь, нарушения вегетативной нервной системы, а она влияет на функционирование всего организма. Это чревато другими тяжёлыми заболеваниями — тут и гастрит, и язва, и сердечная аритмия.
В свою очередь, врач-терапевт Рина Заславская считает, что нельзя обобщать школьников. По её словам, нужно учитывать регионы, в которых проживают дети (климатические условия), количество уроков в каждой отдельной школе, а также индивидуальные особенности организма. Причин, из-за чего болит голова, немало.
— В 6—9-х классах у подростков начинается переходный возраст, то есть особый гормональный фон, который может у разных детей по-разному проявляться. Надо смотреть на каждого конкретного ребёнка — нельзя прогнозировать просто так развитие каких-то заболеваний, — сказала Заславская.
Председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин согласился с результатами исследования, однако отметил, что ответственность за перенагрузку лежит не только на системе образования и взрослых.
— Виноваты нередко и сами подростки: они неправильно распределяют своё время. Из-за чего, например, домашнее задание им приходится делать поздно вечером. Научившимся управлять этим временем уже в студенчестве будет проще, — говорит Панин. — Тем не менее нужно всё-таки после уроков детям хотя бы 1,5—2 часа отдыхать. Смена деятельности необходима.
При этом он отметил, что и в школах ученики должны разгружаться и помогать им должны в этом непосредственно учителя.
— Дети должны переключаться с одной деятельности на другую не только на переменах, но и во время уроков. И педагоги должны об этом заботиться. Например, для начальной школы есть норма, что во время занятий должна быть спортивная пятиминутка. Когда активность переключается с умственной на физическую, дети испытывают эмоциональную разгрузку.
Иногда, конечно, ребята могут не успевать делать вовремя уроки, если они, например, два часа после школы отдыхают, но это нужно. Усталость приводит к тому, что усвоение материала замедляется, к стрессам и уже, как следствие, к нехорошим заболеваниям.
Источник