Истина том болит голова

“Что есть истина?” — люди задаются этим вопросом на протяжении всей истории человечества. Об этом спорят во время застолий и интеллигенты и работяги, об этом же размышляют богословы и философы. Полагаю, что вообще каждый человек, рано или поздно пытается ответить для себя на этот вопрос.

Не обошёл его вниманием и М.А.Булгаков в своём произведение “Мастер и Маргарита”, в центральной, на мой взгляд, сцене всего романа. Кто-то наверняка возразит, что в “Мастере и Маргарите” нет центральных сцен и эпизодов, что это шедевр, наполненный глубокими смыслами от первой до последней строки. Что ж спорить не буду, но останусь при своём мнение – именно для описания не канонической истории Иешуа Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, сыном богослова, профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, и был задуман данный роман, все остальное только антураж.

Но прежде чем перейти непосредственно к знаменитому диалогу Иешуа и Понтия Пилата ранним  утром  четырнадцатого  числа  весеннего  месяца  нисана  в  крытой колоннаде дворца  Ирода  Великого, сделаем небольшое отступление и попытаемся определиться, что подразумевается под понятием «истина».

Безусловно, в вопросе “Что есть истина?” имеют в виду Истину в последней инстанции, то есть Божью Правду. В Русском миропонимании изначально Правда-Истина и Справедливость суть одно и то же, что подразумевает: Правду-Истину невозможно обрести вне праведной нравственности и этики, вне лада с Богом, ибо Бог у русских, если упоминается с эпитетами, то прежде всего — Боже правый, указующего на всеобъемлющую безукоризненность Правды Божией. Во взаимосвязи понятий “Правды-Истины”, “Справедливости” и “Праведности” проявляется своеобразие Русского Миропонимания.

Для сравнения: в англоязычном описании жизни “truth” — и “истина”, и “правда”; “justice” — “справедливость”, “правосудие”, “оправдание”; “righteousness” — “праведность”. То есть грамматически это не однокоренные слова, вследствие чего справедливость, праведность и правда связываются друг с другом дополнительными языковыми средствами, а сам язык допускает возможность некой “справедливости” помимо Правды-Истины.

Но при этом в русском языке у слова “истина” есть и иное толкование – соответствие действительности (без оговорок о нравственности). «Истинный» — точный, подлинный, настоящий, тот самый, сущий… (Толковы словарь живого великорусского языка. В.Даля).

Именно этим обстоятельством и объясняется употребление мною не просто слова «истина» а словосочетания “Правда-Истина”.

Явление Правды-Истины в обществе людей всегда определённо и обусловлено стечением вполне определённых обстоятельств, характерных для исторического времени и места действия. Правда-Истина в обществе всегда жизненно конкретна. Стоящих вне жизни, конкретно не определённых “Правд-Истин вообще” — не бывает, поэтому их бессмысленно искать, но именно “Правду-Истину вообще” ищет и спорит о ней большинство “обеспокоенных” этим вопросом. И некоторые из них настаивают на том, что она существует в какой-то абстрактной, непостижимой форме, но никак не в определённой форме бытия во всём его многообразии.

Правда-Истина многогранна в своих явлениях, но не бывает двух или более взаимоисключающих друг друга “Правд-Истин” в одних и тех же обстоятельствах.

А теперь вернёмся к Михаилу Афанасьевичу Булгакову и диалогу об Истине Иешуа и Понтия Пилата.

“- Зачем же ты, бродяга,  на  базаре  смущал  народ,  рассказывая  про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?

И тут прокуратор подумал: «О, боги мои!  Я  спрашиваю  его  о  чем-то ненужном на суде… мой ум не служит мне больше…».  И опять померещилась ему чаша с темною жидкостью. «Яду мне, яду!»

И вновь он услышал голос:

— Истина прежде всего в том, что у тебя болит  голова,  и  болит  так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты  не  только  не  в  силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь  даже  и  думать  о чем-нибудь  и  мечтаешь  только  о  том,   чтобы   пришла   твоя   собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты  привязан.  Но  мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.

Секретарь вытаращил глаза на арестанта и не дописал ни слова.

Пилат поднял мученические глаза на арестанта и увидел, что солнце уже довольно высоко стоит над гипподромом, что луч  пробрался  в  колоннаду  и подползает к стоптанным сандалиям Иешуа, что тот сторонится от солнца.

Тут прокуратор поднялся с кресла, сжал голову руками, и на желтоватом его бритом лице выразился ужас. Но он тотчас же подавил его своею волею  и вновь опустился в кресло.

Арестант же тем временем продолжал свою  речь,  но  секретарь  ничего более не записывал, а только, вытянув шею, как гусь, старался не проронить ни одного слова.

— Ну вот, все и кончилось, —  говорил  арестованный,  благожелательно поглядывая на Пилата, — и я чрезвычайно этому рад. Я  советовал  бы  тебе, игемон,  оставить  на  время  дворец  и  погулять  пешком   где-нибудь   в окрестностях, ну хотя бы в садах на  Елеонской  горе.  Гроза  начнется,  — арестант повернулся, прищурился на солнце, —  позже,  к  вечеру.  Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а я с удовольствием сопровождал бы  тебя. Мне пришли в голову кое-какие новые  мысли,  которые  могли  бы,  полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился  бы  ими  с  тобой,  тем более что ты производишь впечатление очень умного человека.

Читайте также:  Болит голова отдает в переносицу и лоб

Секретарь смертельно побледнел и уронил свиток на пол.

— Беда в том, — продолжал никем не останавливаемый связанный,  —  что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей.  Ведь  нельзя  же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя  жизнь  скудна, игемон, — и тут говорящий позволил себе улыбнуться.

Секретарь думал теперь только об одном, верить ли ему ушам своим  или не верить. Приходилось верить. Тогда он  постарался  представить  себе,  в какую именно причудливую форму выльется гнев вспыльчивого прокуратора  при этой неслыханной дерзости арестованного.  И  этого  секретарь  представить себе не мог, хотя и хорошо знал прокуратора.

Тогда раздался сорванный, хрипловатый  голос  прокуратора,  по-латыни сказавшего:

— Развяжите ему руки”.

Что произошло во время этого диалога? На что указал Иешуа своим “незамысловатым” ответом на вопрос Пилата об Истине? Почему властный, вспыльчивый  прокуратор так изменился буквально на глазах, и вместо приступа гнева, дерзкие речи бродяги вызвали в нём смятение?

Дело в том, что Мироздание является процессом триединства материи (вещества), информации (образа) и меры, где мера по отношению к материи выступает как вероятностная матрица возможных её состояний, а по отношению к информации мера есть код. Подробней я рассматривал эту тему в посте “Подготовка к экзамену”.

Мера обладает голографическими свойствами в том смысле, что любой её фрагмент содержит в себе некоторым образом и все её остальные фрагменты во всей их информационной полноте. Мера пребывает во всём, и всё пребывает в мере. Благодаря этому свойству меры Мир целостен и полон.

И чувство меры — это не пустые слова, они прямо указывают на то, что человеку дано Свыше шестое чувство, которое по существу является его личным средством восприятия меры — Божьего предопределения. Однако ограниченному временем, локализацией и ресурсами человеку Мера — Божьего предопределения доступна только в какой-то её части: отсюда субъективизм, то есть неполнота, ограниченность его восприятия Мира.

Но человеку, живущему в ладу с Богом, обладающему праведной нравственностью и этикой Мера — Божьего предопределения открывается во всей её полноте, она просто отображается в нём в силу её голографического свойства.

Если использовать терминологию теории управления, то Божье предопределение в отношении людей является вектором цели, а в силу той или иной степени порочности людей их текущее состояние (вектор текущего состояния) отклонено от предопределённого в область Божье попущение, и чем порочней нравственность, тем сильней это отклонение. Разность же между вектором цели и вектором текущего состояния называется вектором ошибки

А как мы в быту называем наши личные проблемы порождённые нашими же ошибками? Правильно – “головной болью”. Так вот Иешуа не просто излечил Понтия Пилата от физической боли (ну излечил и излечил, ничего невероятного в этом нет, чтобы до такой степени ошеломить прокуратора), Иешуа обнулил его вектор ошибки, и тем самым ввёл его в русло Божьего промысла. И в этот миг в Пилате отобразилось всё Мироздание в своей полноте и целостности, что и привело его в шок.

Иешуа советует Понтию Пилату покинуть на время дворец, где сильно давление порочных обстоятельств, способных вновь увести его в попущение от русла Божьего промысла, и погулять в садах, чтобы он смог осмыслить произошедшее с ним и осознать Божье предопределение, а он, Иешуа, поможет ему в этом. Но Пилат испугался, струсил, и тем самым обрёк себя на бесконечные терзания и муки совести.

О “совести” вы можете прочитать здесь.

Источник

— ×òî åñòü èñòèíà? — ñïðîñèë Ïîíòèé Ïèëàò.
— Èñòèíà ïðåæäå âñåãî â òîì, ÷òî ó òåáÿ áîëèò ãîëîâà, è áîëèò òàê ñèëüíî, ÷òî òû ìàëîäóøíî ïîìûøëÿåøü î ñìåðòè.

Áóëãàêîâ î÷åíü õîðîøî îáûãðàë çäåñü òó èíòåðåñíóþ ìûñëü, ÷òî åñòü èñòèíû äëÿ ïîñâÿù¸ííûõ, — è åñòü, òàê ñêàçàòü, «îïèóì äëÿ íàðîäà».  êà÷åñòâå «íàðîäà» ó Áóëãàêîâà, ñîáñòâåííî, è âûñòóïèë ïðîêóðàòîð Èóäåè Ïîíòèé Ïèëàò. Èèñóñ ïðîñòî íå ñòàë «ìåòàòü áèñåð» è ñêàçàë Ïèëàòó íå îá èñòèíå âîîáùå, à î åãî ïëà÷åâíîì ñîñòîÿíèè çäîðîâüÿ.  ñàìîì äåëå, áûëî áû ñòðàííî, åñëè áû Èèñóñ, â åãî ïîëîæåíèè, èçð¸ê ÷òî-íèáóäü òèïà «èñòèíà åñòü ïóòåøåñòâèå ñîçíàíèÿ ê ñâîåìó àáñîëþòó». Èáî Èèñóñ, õîòü è ëþáèë ãîâîðèòü ïðèò÷àìè, íî ïðèò÷è ýòè áûëè ïîíÿòíû è ïðîñòûì ëþäÿì.

Читайте также:  Если часто болит голова может быть это порча

Ìåíÿ íåóêëîííî ïðåñëåäóåò îùóùåíèå, ÷òî ñåé÷àñ äàæå ôèëîñîôû óñòàëè èñêàòü àáñîëþòíóþ èñòèíó. Òî ëè óáåäèëèñü, ÷òî å¸ íà ñàìîì äåëå íå ñóùåñòâóåò, è îíè çàíèìàþòñÿ ñèçèôîâûì òðóäîì, òî ëè ïðèøëè ê âûâîäó, ÷òî åñòü èñòèíû, ïîëåçíûå äëÿ ÷åëîâåêà, è èñòèíû áåñïîëåçíûå, è ÷òî àáñîëþòíàÿ èñòèíà îòíîñèòñÿ ñêîðåå ê ðàçðÿäó ýòèõ ïîñëåäíèõ.  ñàìîì äåëå, êàêàÿ íàì ðàçíèöà, ÷òî áûëî ïåðâûì, êóðèöà èëè ÿéöî? Îñîáåííî, åñëè íè òî è íè äðóãîå! Êàêàÿ íàì ðàçíèöà, åñëè ìû íå àñòðîíîìû è íå êîñìîíàâòû, Çåìëÿ ëè âåðòèòñÿ âîêðóã Ñîëíöà, èëè íàîáîðîò. Ìû êàæäûé äåíü âèäèì ñâîèìè ñîáñòâåííûìè ãëàçàìè, êàê Ñîëíöå íåóñòàííî äåëàåò îáîðîòû âîêðóã Çåìëè, íî, óìíûå ÷óê÷è, ìû òàêæå çíàåì, ÷òî êòî-òî ïðîñòî íàãëî âð¸ò íàì â ãëàçà è âñ¸ íà ñàìîì äåëå ïî-äðóãîìó. Âå÷íàÿ ñëàâà Ãàëèëåþ è Äæîðäàíî, íî, ïðîñòèòå, êàêîå ýòî èìååò ê íàì îòíîøåíèå? Ðàçâå ýòî êàê-òî âëèÿåò íà íàø ðàññóäîê? Äàæå Ëóíà, åñëè óæ íà òî ïîøëî, íå òàê óæ ñèëüíî âëèÿåò íà æåíñêîå ñîçíàíèå!

Íåò, êàê íè êðóòè, íè âåðòè, åñòü èñòèíû «äëÿ âíóòðåííåãî ïîëüçîâàíèÿ» è äëÿ âñåõ îñòàëüíûõ. Ïðè÷¸ì îíè îáÿçàòåëüíî íå ñîâïàäàþò. À âåäü ñêîëüêî ó÷¸íûõ ìóæåé, ïî-íàñòîÿùåìó âåëèêèõ óìîâ, âîçãëàâëÿëè «êðåñòîâûé ïîõîä» çà èñòèíîé! Áîþñü, ÷òî ìíîãèå ìóäðîëþáðû ïàëè æåðòâîé ñâîåãî æå ñîáñòâåííîãî òùåñëàâèÿ. Ýòî âåäü òàê âåëè÷åñòâåííî — çààðêàíèòü ãîñïîæó Èñòèíó ñîáñòâåííîé ïåðñîíîé è íàâåêè òàòóèðîâàòü íà íåé ñâî¸ èìÿ! Ïîýòîìó äåâèç ôèëîñîôîâ âñåõ âðåì¸í âñåãäà áûë «îäèí ïðîòèâ âñåõ». Äàæå åñëè êòî-òî èç íèõ «ó÷èëñÿ» ó äðóãîãî. Âåäü îíè ó÷èëèñü, â ïåðâóþ î÷åðåäü, äëÿ òîãî, ÷òîáû áîðîòüñÿ ñ îñòàëüíûìè!

Îäíàêî êòî äàñò ãàðàíòèè, ÷òî ã-æà Èñòèíà äî ñèõ ïîð íå ïîéìàíà? Êàæåòñÿ, ïèñàòåëüñêàÿ ñïîñîáíîñòü ÷åëîâå÷åñòâà âî ìíîãî ðàç ïðåâûøàåò ÷èòàòåëüñêóþ. Ïîýòîìó äàëåêî íå âñ¸ èç òîãî, ÷òî íàïèñàíî, óæå ïðî÷èòàíî, è ïðî÷èòàíî êîíãåíèàëüíî. Òåì áîëåå ÷òî ìíîãèå ðóêîïèñè, õîòÿ è íå ãîðÿò, äî ñèõ ïîð íàõîäÿòñÿ ãëóáîêî ïîä çåìë¸é ëèáî â ãðîìàäíûõ àðõèâàõ, ãäå äëÿ òîãî, ÷òîáû ÷òî-òî íàéòè, íóæíî íà ýòî «÷òî-òî» íàòêíóòüñÿ. Íî ó ìåíÿ íà ñ÷¸ò «íàéäåííîé, íî íå îòêðûòîé ìèðó» Èñòèíû åñòü áîëüøèå ñîìíåíèÿ. Ñëèøêîì óæ ìíîãîñëîâíû íàøè ôèëîñîôû! Îãðîìíûå òîìà, äåñÿòêè òîìîâ. Âîçíèêàåò çàêîííûé è ñïðàâåäëèâûé âîïðîñ: ðàç òû óæå íàø¸ë Èñòèíó, ÷òî ìîæåøü òû ñêàçàòü ñâåðõ òîãî? È çà÷åì âîîáùå ãîâîðèøü? Òî-òî è îíî…

Åñëè óæ íà òî ïîøëî, ê Èñòèíå áëèæå âñåãî äîëæíû áûòü òå ôèëîñîôû, îò êîòîðûõ îñòàëàñü îäíà-åäèíñòâåííàÿ ôðàçà, ëèáî îäèí-åäèíñòâåííûé ôðàãìåíò. Òàêèõ ôèëîñîôîâ âñåãî äâà: Àíàêñèìàíäð è Ïðîòàãîð. Ïðè÷¸ì ïðî âòîðîãî èç íèõ õîäÿò óïîðíûå ñëóõè, ÷òî åãî íàñëåäèå áûëî áîëåå îáøèðíûì, íî åãî ÿêîáû ëèêâèäèðîâàë ôèëîñîô-êèëëåð Ïëàòîí. Ïðè÷èíà òàêîãî ñëóõà êîðåíèòñÿ â êðè÷àùåé äèñïðîïîðöèè äîøåäøåãî äî íàñ ôèëîñîôñêîãî íàñëåäèÿ ýòèõ ëþäåé: îäíà ôðàçà Ïðîòàãîðà ïðîòèâ ìíîãèõ òîìîâ Ïëàòîíà. Ñâåæî ïðåäàíüå, íî âåðèòñÿ… ñ òðóäîì. Äàæå åñëè ãåíèé è çëîäåéñòâî — âåùè ñîâìåñòèìûå, ðóêîïèñè «íå ãîðÿò» åù¸ è ïîòîìó, ÷òî äîõîäÿò äî íàñ â ïåðåñêàçå äðóãèõ ëþäåé. À çäåñü ýòîãî ïî÷åìó-òî íå ïðîèçîøëî.

 çàêëþ÷åíèå õî÷ó ïðîñòî ïðîöèòèðîâàòü ýòè îäèíîêî ñòîÿùèå â ìèðîâîé ôèëîñîôèè è ëèòåðàòóðå èçðå÷åíèÿ. Áåç êîììåíòàðèåâ. Âî-ïåðâûõ, ïîòîìó, ÷òî äî ìåíÿ ýòî óæå ñäåëàëè äðóãèå — â ÷àñòíîñòè, Õàéäåããåð â ñâî¸ì «Ðàçãîâîðå íà ïðîñåëî÷íîé äîðîãå». À, âî-âòîðûõ, ïðîñòî ïîòîìó, ÷òî ïîñëå ýòîãî óæå, íà ìîé âçãëÿä, íè÷åãî íå íàäî ãîâîðèòü.

ÀÍÀÊÑÈÌÀÍÄÐ

«À èç êàêèõ [íà÷àë] âåùàì ðîæäåíüå, â òå æå ñàìûå è ãèáåëü ñîâåðøàåòñÿ ïî ðîêîâîé çàäîëæåííîñòè, èáî îíè âûïëà÷èâàþò äðóã äðóãó ïðàâîçàêîííîå âîçìåùåíèå íåïðàâäû [=óùåðáà] â íàçíà÷åííûé ñðîê âðåìåíè».

ÏÐÎÒÀÃÎÐ

«×åëîâåê åñòü ìåðà âåùåé».

P.S. Îòçûâû ñ äðóãèõ ñàéòîâ.

Àëåêñàíäð Ìåäâåäåâ 
Èñòèíà åñòü ïðàâäà áûòèÿ. Ò.å. òå çíàíèÿ, êîòîðûå ðàçâèâàþò.

Yes Bimbo!   
Ìíîãèå ïóòàþò ïðàâäó ñ èñòèíîé.

Áðåä Ñîëíå÷íûé 
Èñòèíà ýòî òîòàëüíîå íàõîæäåíèÿ çäåñü è ñåé÷àñ.Èñòèíà ýòî ïðàêòè÷åñêîå ïåðåæèâàíèÿ,ëþáîå òåîðèòè÷åñêîå å¸ îïèñàíèå áóäåò íå òî÷íî.Èñòèíà â òîì, ÷òî ó òåáÿ áîëèò çóá.Ýòèìè ñëîâàìè Èèñóñ óêàçûâàë,íà òî ÷òî íåîáõîäèìî ïåðåæèòü ðåàëüíîñòü,ñî âñåìè å¸ ôàêòîðàìè.Îí óêàçûâàë íà çäåñü è ñåé÷àñ..

ignat obuhov   
ó ìåíÿ ðåàëüíî áîëèò çóá. õîòü ïëîñêîãóáöàìè âûä¸ðãèâàé

Âëàäèìèð Åðìèëîâ
Åñëè ãîâîðèòü î âñåîáùåé Èñòèíå, òî å¸ èùóò è áóäóò èñêàòü î÷åíü äîëãî. À ÷àñòíàÿ, êîíêðåòíàÿ Èñòèíà äîñòóïíà êàæäîìó. Èñòèíà=Îáúåêòèâíàÿ ïðàâäà=Íå ëîæü=Äîêàçóåìîå
Äîêàçûâàé!

E c L i p s E
Èñòèíà — åñòü äîñòîâåðíîå çíàíèå. Àáñîëþòíàÿ èñòèíà ïðàêòè÷åñêè íåäîñòèæèìà. Êàê ïðàâèëî èñêîìûé ïðåäìåò çäåøíèõ ðàññóæäåíèé îáúåêòèâåí è îòíîñèòåëåí.

Âèêòîð Âûøêâàðêî 
Èñòèíà òî ÷òî ÿ ñóùåñòâóþ

  Ýëüâèíà
Èñòèíà. îáû÷íî, âàëÿåòñÿ ïîä íîãàìè, êîãäà â ñïîðå äâîå ëåçóò íà ñòåíó.

 Aleksandr Daschenko   
Êàê íè «îáûãðûâàé» ýòî ïîíÿòèå, íî åäèíîãî, îáùåïðèíÿòîãî îïðåäåëåíèÿ, íå äàë è íå äàñò íèêòî. Èñòèíà — ýòî àáñîëþò. Íåäîñòóïíûé ÷åëîâåêó. Èñòèíà áåçóñëîâíà(îíà íåèçìåííà â íåçàâèñèìîñòè îò òîãî, ÷òî ìû äóìàåì èëè ïðåäïðèíèìàåì), à ÷åëîâåê óñëîâåí, îí ìûñëèò è äåéñòâóåò (èëè áåçäåéñòâóåò), èñõîäÿ èç óñëîâèé. Ê íåé ìîæíî ïðèáëèçèòñÿ (÷òî è ñóìåëè ñäåëàòü íåêîòîðûå ëþäè òèïà Èèñóñà Õðèñòà èëè Ãàóòàìû Áóääû, ïðàâäà «ïðèáëèæàëèñü» îíè ñ ðàçíûõ ñòîðîí) — è òîëüêî. Ýòî ìàÿê, êîòîðûé ñâåòèò âäàëè, ìàíÿùèé, íî íåäîñòèæèìûé. È âîò ïî÷åìó. «Ïðè÷èíà çàáëóæäåíèé êîðåíèòñÿ íå òîëüêî â íàøèõ îùóùåíèÿõ, íî è â ñàìîé ïðèðîäå ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçóìà, êîòîðûé âñå ïðåäñòàâëÿåò ïî ñâîåìó ñîáñòâåííîìó ìàñøòàáó, à íå ïî ìàñøòàáó âñåëåííîé, è òàêèì îáðàçîì óïîäîáëÿåòñÿ çåðêàëó ñ íåðîâíîé ïîâåðõíîñòüþ, êîòîðîå, îòðàæàÿ ëó÷è ïðåäìåòîâ, åùå è ïðèìåøèâàåò ê íèì ñâîþ ñîáñòâåííóþ ïðèðîäó.» (Ô. Áýêîí).
Èñòèíà — ÂÍÅ ÏÐÅÄÅËΠÐÀÇÌÛØËÅÍÈß. Îäíè ãîâîðÿò, ÷òî Èñòèíà — Áîã, äðóãèå – Ëþáîâü, òðåòüè — Ðåàëüíîñòü. Âñå ïðàâû, íî íèêòî è íèêîãäà íå ñìîæåò äàòü îáùåïðèíÿòîãî ïîíÿòèÿ òîãî, ÷òî íå óêëàäûâàåòñÿ â ïðîêðóñòîâî ëîæå ÷åëîâå÷åñêîé ìûñëè.
——
«Íå íàõîäÿ ýòî íå÷òî (èñòèíû — ïðèì. ìî¸) ïîä òûñÿ÷üþ íàèìåíîâàíèé, êîòîðîå îí âñåãäà èñêàë, ÷åëîâåê êóëüòèâèðîâàë âåðó, âåðó â ñïàñèòåëÿ, èäåàë, à âåðà íåèçáåæíî ïîðîæäàëà íàñèëèå». — Äæ. Êðèøíàìóòðè.

Читайте также:  Лицо красное и болит затылок головы

Ìàðüÿ Ìîðåâíà 
 Åñòü Èñòèíà, åñòü ïðàâäû — ó êàæäîãî ñâîÿ, è íà êàæäîì ýòàïå — äðóãàÿ.
À â íåêîòîðûõ ÷àñòÿõ ðàññóæäåíèÿ çàäàâàâøåãî âîïðîñ — åñòü òî, ÷òî è Èñòèíó ìîæåò ïåðåêðûòü (ïóòü ê Íåé).

Dark Knight
 Òî, ÷òî íå ÿâëÿåòñÿ ëîæüþ, è åñòü Èñòèíà.

Áîðèñ Ëàòîø   
 «Íè÷òî íå èñòèíà. Âñ¸ äîçâîëåíî»
 
Zeitgeist Russia
 Ìû, âåñü ÷åëîâå÷åñêèé ðîä, ðàñò¸ì, ó÷èìñÿ, è ìåäëåííî ñáðàñûâàåì ñ ñåáÿ ñòàðûå ïðåäðàññóäêè. Íå ñóùåñòâóåò íèêàêîãî âûñøåãî ïîíèìàíèÿ ïðàâäû, òàê êàê æèçíü ïîñòîÿííî ìåíÿåòñÿ, ýâîëþöèîíèðóåò. Ó íàñ åñòü òîëüêî îäíî, à èìåííî ëîãè÷åñêàÿ áàçà ïîíÿòèé î ôóíêöèîíèðîâàíèè æèçíè. Èäåÿ ïåðñîíèôèöèðîâàííîãî ñîçäàòåëÿ èëè áîãà óæå íå èìååò íèêàêîé îïðåäåëåííîé ôóíêöèè, à òàêæå íåò íèêàêèõ äîêàçàòåëüñòâ å¸ ðåàëüíîñòè. Ëþäè èçîáðåëè òûñÿ÷è áîãîâ çà ïîñëåäíèå äåñÿòü òûñÿ÷ ëåò… Ñ ÷åãî âû ïîëàãàåòå, ÷òî Èèñóñ è Åãî Îòåö — ýòî åäèíñòâåííûé âåðíûé ïóòü?  ýòîì íåò íèêàêîãî ñìûñëà è ñóùåñòâóåò ìîðå äîêàçàòåëüñòâ â ïîääåðæêó íåñóåâåðíûõ ïîíÿòèé ðåàëüíîñòè ÷åðåç àíàëèç ïðèðîäíûõ ôåíîìåíîâ. Ñ ðåëèãèåé ïîêîí÷åíî. Íàì ïîðà äâèãàòüñÿ äàëüøå ïî ïóòè ðàçâèòèÿ è ïðîãðåññà, îòáðîñèâ ýòó ðåëèãèîçíóþ äèñêðèìèíàöèþ êîòîðóþ òàê ñèëüíî ïûòàþòñÿ ñîõðàíèòü ðåëèãèîçíûå ó÷åíèÿ. Âîïðîñ î òîì, êàê æå çàðîäèëàñü æèçíü — íå èìååò îñîáîãî çíà÷åíèÿ, ò.ê. æèçíü ýòî ýíåðãèÿ, êîòîðàÿ âñåãäà ñóùåñòâîâàëà è êîòîðàÿ íå ìîæåò èñ÷åçíóòü èëè çàêîí÷èòüñÿ. Ìû ñ÷èòàåì, ÷òî íàñòîÿùàÿ ôèëîñîôèÿ ýòî æåëàíèå âíèêíóòü âî âñå æèçíåííûå ïðîöåññû, à âîâñå íå ñëåïàÿ ïðèâåðæåííîñòü ÷üèì-òî ó÷åíèÿì. Ïîýòîìó, ÷åì ðàíüøå ëþäè ïåðåñòàíóò èñêàòü íåâèäèìóþ ñèëó è ïóòè íà íåáåñà ïîñëå ñìåðòè — òåì áûñòðåå ìèð, ëþáîâü è ñîãëàñèå íàñòóïÿò çäåñü, íà çåìëå. Íàñòîÿùàÿ ñèëà ñêðûòà âíóòðè íàñ ñàìèõ, èáî ìû òàêàÿ-æå ÷àñòü ýòîãî ìèðà êàê è âñ¸ îñòàëüíîå âîêðóã. Âñå ìû áðàòüÿ è ñ¸ñòðû, âñå ìû ñâÿçàíû äðóã ñ äðóãîì. È ýòà ñâÿçü ñóùåñòâóåò ìåæäó âñåì æèâûì â ýòîì ìèðå — âñåãäà è âåçäå. Ìû âñ¸. Ìû è åñòü Áîã. Íå ñóùåñòâóåò ïîíÿòèé äîáðà è çëà — ýòî îøèáî÷íîå ñóæäåíèå, îñíîâàííîå íà èäåÿõ è âçãëÿäàõ èç íàøåãî äàë¸êîãî ïðîøëîãî. Âñå ìû îäíà áîëüøàÿ ñåìüÿ, æèâóùàÿ íà îäíîé ïëàíåòå â ãàðìîíèè ñ ïðèðîäîé, îäíàêî ðåëèãèÿ â äåéñòâèòåëüíîñòè ñïîñîáñòâóåò ðàçäåëåíèþ ëþäåé ïî ïðèíöèïó èõ îòíîøåíèÿ ê òîìó èëè èíîìó ðåëèãèîçíîìó ó÷åíèþ, à òàêæå ðàçâèâàåò íåíàâèñèòü ê èíîâåðöàì. Íå ñóùåñòâóåò ÷åëîâå÷åñêèõ ãðåõîâ èëè ïîðîêîâ, îäíàêî ðåëèãèÿ óáåäèëà ìíîãèõ â îáðàòíîì. Íà ñàìîì äåëå ÷åëîâåê ïðåêðàñåí è óäèâèòåëåí, êàê è âñ¸ îñòàëüíîå â íàøåì ìèðå. Ïðè÷èíà ïî êîòîðîé â ìèðå òàì ìíîãî áåä âîâñå íå â òîì, ÷òî â ÷åëîâåêà çàëîæåíà ñêëîííîñòü ê ðàçðóøåíèþ. Ïðîáëåìû âîçíèêàþò èç-çà ðàçäåëåíèÿ îáùåñòâà ÷åðåç ðàñèçì, ðåëèãèþ, íàöèîíàëèçì, áîãàòñòâî, êëàññû è ïîëèòè÷åñêèå ñòóêòóðû. Âñ¸ ýòî â ñîâîêóïíîñòè ïðîäîëæàåò ðàçëàãàòü êàæäîå íîâîå ïîêîëåíèå ëþäåé îäíèìè è òåìè-æå óñòàðåëûìè öåííîñòÿìè è âçãëÿäàìè, ñîçäàííûìû äëÿ òîãî ÷òîáû ïîä÷èíÿòü ñåáå è îñòàâëÿòü ïîëîæåíèå âåùåé íåèçìåííûì. (ñ)

  Àëåêñàíäð Âîëîøèí
 Èñòèíà — ýòî âñ¸ òî, ÷òî äåéñòâèòåëüíî êîãäà-òî ñóùåñòâîâàëî, ñóùåñòâóåò ñåé÷àñ è â îïðåäåë¸ííîì ïîðÿäêå ðàçâèâàëîñü è ðàçâèâàåòñÿ ñåé÷àñ, âíå çàâèñèìîñòè îò òîãî, çíàåì ëè ìû îá ýòîì èëè íå çíàåì. Íàëè÷èå âûìûñëîâ òîæå åñòü èñòèíà. À âîò òà èëè èíàÿ îöåíêà òîãî èëè èíîãî ñîáûòèÿ ìîæåò áûòü, à ìîæåò è íå áûòü èñòèíîé.

Ìàêñèì Ñåëþê
ß ñ÷èòàþ, èñòèíà â ôèëîñîôèè åñòü ïîíÿòèå íåîïðåäåëèìîå, êàê òî÷êà â ãåîìåòðèè. Ýòî âñ¸, ÷òî áûëî, åñòü è áóäåò, íî âñåãî ýòîãî íàì, ëþäÿì, íå ïîñòèãíóòü.

Источник