Сильно болит голова от фенотропила

Комментарии

Опубликовано в журнале:

«Нервные болезни» »» №4 2005г.

Н.В. Селянина, А.А. Шутов
Кафедра неврологии лечебного факультета Пермской государственной медицинской академии.

Цереброваскулярная патология занимает второе место в ряду главных причин смертности в мире (после ишемической болезни сердца) и является ведущей причиной инвалидизации населения в экономически развитых странах, что определяет ее как одну из важнейших медицинских и социальных проблем [13].

В соответствии с отечественной классификацией сосудистых заболеваний головного и спинного мозга [12], наиболее ранней формой хронических нарушений мозгового кровообращения являются начальные проявления недостаточности кровоснабжения мозга (НПНКМ). Считается, что НПНКМ обычно возникают, если приток крови к мозгу составляет менее 45–30 мл/100 г/мин; при более выраженном и стойком снижении поступления крови в мозг (35–20 мл/100 г/мин) развивается дисциркуляторная энцефалопатия [8]. В качестве критериев НПНКМ принимают наличие двух или более из нижеперечисленных симптомов, которые повторяются как минимум один раз в неделю в течение как минимум 3 мес: головная боль, головокружение, шум в голове, снижение памяти, снижение работоспособности, повышенная раздражительность, нарушение сна. Среди других проявлений могут отмечаться чувство тяжести в голове, ощущение неустойчивости при ходьбе и др. НПНКМ нередко возникают после эмоционального и физического перенапряжения, употребления алкоголя, под влиянием неблагоприятных метеорологических факторов. В неврологическом статусе могут быть выявлены признаки вегетативнососудистой и эмоциональной лабильности, недостаточность конвергенции, умеренно выраженные симптомы орального автоматизма. При нейропсихологическом обследовании больного обычно выявляют замедленность мышления, особенно в процессе решения интеллектуальных задач, без качественных изменений высших психических функций [8]. Клиникоэпидемиологические исследования видетельствуют о существенной распространенности НПНКМ, при этом в подавляющем большинстве они встречаются у наиболее трудоспособной части населения [6]. Нарастающие проявления НПНКМ ведут к развитию следующей стадии сосудисто-мозговой недостаточности – дисциркуляторной энцефалопатии, поэтому очень важно своевременно выявлять таких пациентов и проводить адекватную коррекцию мозгового кровообращения.

В последние годы для профилактики и лечения цереброваскулярных заболеваний, особенно на начальных стадиях, широко применяются ноотропные препараты. Одним из таких препаратов является оригинальный отечественный препарат Фенотропил, сочетающий в себе ноотропное, антиастеническое и анксиолитическое действие.

Целью настоящего исследования явилось изучение эффективности Фенотропила при курсовом лечении больных с НПНКМ. Выбор именно данной формы обусловлен: 1) необходимостью привлечь внимание практических неврологов к больным с наиболее ранними проявлениями сосудистой патологии мозга; 2) желанием получить точную оценку непосредственного действия Фенотропила на симптомы хронической недостаточности мозгового кровообращения (монотерапия данным препаратом), поскольку при НПНКМ проведение комплексной сосудисто-метаболической терапии не является облигатным.

ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛЬНЫХ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Под нашим наблюдением находилось 20 больных с НПНКМ – 10 мужчин и 10 женщин в возрасте от 40 до 50 лет (средний возраст составил 46 лет); основным сосудистым заболеванием во всех случаях явилась нейроциркуляторная дистония. Все больные получали монотерапию Фенотропилом в дозе 100 мг (1 таблетка) в сутки, прием препарата производился в утренние часы в течение 30 дней.

До назначения препарата и после проведения курсового лечения всем больным проводился комплекс обследований, который включал:

  1. стандартное клинико-неврологическое обследование с подробным анализом жалоб и клинических проявлений;
  2. определение уровня астенических расстройств по субъективной шкале оценки астении (MFI-20);
  3. изучение оперативной памяти с применением теста “отыскивания чисел” [10];
  4. самооценку депрессии по шкале Цунга [14] в модификации Балашовой Т.И.;
  5. тест Спилбергера для определения уровня реактивной и личностной тревожности [7];
  6. оценку качества жизни с помощью визуально-аналоговой шкалы [5];
  7. определение вегетативной дистонии по схеме и вопроснику, разработанным во Всероссийском центре вегетативной патологии [4].

Статистическая обработка данных проводилась с использованием стандартной программы “Statistica-6”; полученные результаты сравнивались с нормативными значениями исследуемых параметров, в качестве которых использовались соответствующие опубликованные данные [4, 5, 7, 10, 14].

До лечения все пациенты предъявляли жалобы, характерные для астении. У всех больных наблюдались быстрая утомляемость, снижение памяти и внимания (рис. 1). Из других симптомов чаще всего отмечались: повышенная раздражительность и физическая усталость (n = 18), снижение настроения (n = 16), диссомнические нарушения (n = 12). Реже пациенты предъявляли жалобы на головные боли (n = 10), чувство тревоги (n = 9), эпизоды головокружения (n = 7). Указанные жалобы появлялись после нагрузок (в основном эмоциональных или умственных), к концу рабочей недели, купировались или облегчались отдыхом. Длительность вышеописанных симптомов составила от 3 до 11 мес (в среднем 5,8 ± 1,3 мес). Очаговой неврологической симптоматики у обследованных больных выявлено не было.

При оценке уровня астенических расстройств по шкале МFI-20 у больных наблюдался повышенный уровень общей (15,4 ± 5,1 балла) и физической (15,2 ± 4,8 балла) астенизации, а также снижение активности (13,4 ± 2,2 балла – рис. 2). Показатели уровня мотивации и психической астении были в пределах нормы: 10,9 ± 1,3 и 11,3 ± 3,5 балла соответственно. Результаты теста Спилбергера показали, что у обследованных пациентов наблюдался высокий уровень реактивной и личностной тревожности, который составил 46,8 ± 9,1 и 51,5 ± 7,1 балла соответственно (рис. 3). По данным опросника Цунга, балльные показатели варьировали от 29 до 50 баллов (в среднем 42,0 ± 8,5 балла), что характеризуется как состояние без депрессии.

Оценка вегетативного статуса по оригинальному опроснику выявила признаки вегетативной дистонии у 18 человек (у всех женщин и у 8 мужчин). Балльная оценка вегетативного статуса по вопроснику (субъективная оценка состояния) составила 33,1 ± 10,4 балла (в норме до 15 баллов), а по схеме (объективизированный вегетативный статус) – 40,6 ± 17,2 балла (в норме до 25 баллов) (рис. 4).

У всех обследованных оперативная память (по данным таблиц Шульте) находилась в пределах возрастной нормы: в среднем по группе она составила 32,1 ± 3,3 с (в норме от 18,3 до 43,7 с).

Уровень качества жизни был оценен больными от 54 до 86%, составив в среднем 62,1 ± 14,0% (при градации от 0 до 100%, т.е. от самого низкого до максимально высокого уровня качества жизни).

Таким образом, у обследованных больных с НПНКМ определялись повышенный уровень астенизации (в основном общей и физической), высокий уровень личностной и реактивной тревожности, а также наличие вегетативной дисфункции. Следует отметить, что степень выраженности вегетативных проявлений прямо коррелировала с уровнем тревожности (коэффициент корреляции Пирсона r = 0,7), общей и физической астенизацией (r = 0,65 и r = 0,68 соответственно), а также уровнем оперативной памяти (r = 0,74). Учитывая вышесказанное, можно говорить о наличии у обследованных больных психовегетативного синдрома.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

После курсового лечения Фенотропилом у пациентов уменьшились жалобы астенического плана (см. рис. 1). Значительно снизились утомляемость, физическая усталость, улучшилось настроение, в меньшей степени снизились чувство тревоги и раздражительность, уменьшилась выраженность головной боли. Жалоб на головокружение после курса лечения Фенотропилом не предъявлял ни один пациент.

Помимо этого, 18 пациентов отметили чувство “просветления в голове”, 16 – “прилив сил”, 13 – ощущение бодрости, 6 пациентов зафиксировали снижение веса (от 2 до 5 кг), 5 – улучшение цветоощущения.

Результаты тестирования после лечения выглядят следующим образом. Показатели астении достоверно (р < 0,01) снизились до уровня нормы, составив в среднем по группе: для общей астении – 11,0 ± 3,8 балла; для физической астении – 10,5 ± 3,1 балла; показатель снижения активности также стал достоверно ниже – 10,6 ±
± 1,7 балла (см. рис. 2).

Уровень реактивной тревожности недостоверно уменьшился и составил после лечения 40,6 ± 7,7 балла по группе в среднем; уровень личностной тревожности остался высоким, но его показатели на фоне лечения уменьшились до 45,7 ± 7,3 балла (см. рис. 3).

Несмотря на то что на фоне проведенной терапии не все больные субъективно отметили улучшение памяти, результаты тестирования по таблицам Шульте показали достоверное (р < 0,01) уменьшение времени отыскивания чисел (с 32,1 ± 3,3 до 24,3 ± 2,8 с) после курсового лечения Фенотропилом. Аналогичная картина отмечалась при анализе депрессивного фона (по данным опросника Цунга): до и после лечения у больных отмечалось состояние “без депрессии”, но общее количество баллов после приема Фенотропила оказалось существенно более низким (34,1 ± 6,1 vs. 42,0 ± 8,5 балла).

Анализ вегетативного статуса больных показал, что после лечения достоверно (р < 0,05) уменьшились показатели субъективной оценки вегетативных нарушений по данным вопросника (с 33,1 ± 10,4 до 23,1 ± 1,3 балла), а также показатели объективной оценки по данным схемы (с 40,6 ± 17,2 до 28,8 ± 5,2 балла) (см. рис. 4).

У всех обследованных больных после проведенного курса лечения отмечено достоверное (p < 0,05) улучшение качества жизни до 74,4 ± 15,0% (по данным визуально-аналоговой шкалы).

При оценке переносимости Фенотропила было зарегистрировано, что только две пациентки в процессе проводимого лечения отмечали побочные эффекты в виде диссомнических расстройств, возбуждения, внутреннего беспокойства. Все указанные явления исчезли на 3–5-е сутки после появления без необходимости отмены или снижения дозы Фенотропила.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

  1. Наличие психовегетативного синдрома у больных с НПНКМ является показанием к назначению Фенотропила с целью лечения и профилактики дальнейшего прогрессирования заболевания.
  2. У больных с НПНКМ Фенотропил вызывает улучшение настроения, увеличение физической и психической активности, повышает работоспособность, нормализует сон.
  3. Объективное психовегетативное тестирование подтверждает положительное влияние Фенотропила на показатели астенизации, памяти, тревожности, вегетативных проявлений.
  4. На фоне приема Фенотропила улучшается качество жизни пациентов с НПНКМ.

Таким образом, комплексное действие Фенотропила на вегетативную дисфункцию, астенический синдром, снижение памяти, тревожность и пониженный фон настроения в сочетании с хорошей переносимостью препарата позволяет рекомендовать Фенотропил к широкому клиническому применению у больных с НПНКМ.

Список литературы

  1. Аведисова А.С. // Рус. мед. журн. 2004. № 22. С. 1290.
  2. Ахапкина В.И. и др. // Атмосфера. Нервные болезни. 2004. № 3. С. 28.
  3. Ахапкина В.И. // Фарматека. 2004. № 14. С. 121.
  4. Вейн А.М. Вегетативные расстройства. М., 2000.
  5. Вейн А.М. и др. // Лечение нервных болезней. 2003. № 2. С. 30.
  6. Гусев Е.И. и др. // Журн. невропатол. и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1983. Т. 83. С. 3.
  7. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М., 1998.
  8. Никифоров А.С. и др. Клиническая неврология. Т. II. М., 2002.
  9. Панков Д.Д. // Журн. неврол. и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1996. № 6. С. 12.
  10. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. М., 1970.
  11. Трошин В.Д. Сосудистые заболевания нервной системы. Ранняя диагностика, лечение, профилактика: Руководство для врачей. Н. Новгород, 1992.
  12. Шмидт Е.В., Максудов Г.А. // Журн. невропатол. и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1971. № 1. С. 3.
  13. Atlas: Country Resourses for Neurological Disorders. Geneva, 2004.
  14. Hedlund J.L., Vieweg B.W. // J. Oper. Psychiatry. 1979. № 10. P. 51.


Фенотропил® — Досье препарата

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

Источник

Âòîðàÿ ñòàòüÿ èç öèêëà ñòàòåé î íîîòðîïàõ, â íåé áóäåò ðàññêàçàíî î ëè÷íîì îïûòå ïðèåìà ýòîé äðÿíè è äàíû íåêîòîðûå ñîâåòû òåì, êîìó íå æàëêî ñâîé îðãàíèçì.

Íî ïåðåä òåì, êàê ÿ íà÷íó, íåáîëüøîé äèñêëàéìåð. ß íè â êîåì ñëó÷àå íå ñîâåòóþ áåæàòü â ìàãàçèí è ñêóïàòü ïà÷êàìè íèæåóêàçàííûå âåùåñòâà, ïðèíèìàé âñ¸ òîëüêî íà ñâîé ñòðàõ è ðèñê. Ó òåáÿ äîëæíà áûòü ñâîÿ ãîëîâà íà ïëå÷àõ è ÷åòêîå îñîçíàíèå òîãî, çà÷åì òû ýòî äåëàåøü. È çàêëèíàþ, ÷èòàé èíñòðóêöèþ! Èíà÷å, áëæàä, óâåçóò òåáÿ ñàíèòàðû â íåâðîëîãèþ, ãäå òû áóäåøü ïðîõîäèòü äîëãèé è óíûëûé êóðñ ðåàáèëèòàöèè, ïîòîì æàëåòü áóäåøü. Ýòî íà ìîçã âëèÿåò, ìàòü âàøó!

Âîîáùå, íîîòðîïîâ ñóùåñòâóåò îãðîìíîå êîëè÷åñòâî, æåëàþùèå ìîãóò çàãóãëèòü è óáåäèòüñÿ. Íî âñåõ èõ ìîæíî óñëîâíî ðàçäåëèòü íà äâå ãðóïïû: èñòèííûå íîîòðîïû è ïðåïàðàòû ñ íîîòðîïíûì ýôôåêòîì.  ÷åì æå ðàçíèöà, êàçàëîñü áû, îäèí õðåí, íà ìîçã âëèÿåò? À âîò âñå-òàêè åñòü ðàçíèöà. Âèäèìûé, ñèëüíûé ýôôåêò îò èñòèííûõ íîîòðîïîâ äëèòñÿ âåñüìà äîëãî, ïî ìîåìó îïûòó ïðèìåðíî îò ìåñÿöà, ïëþñ êàêîé-òî ýôôåêò îñòàåòñÿ è â äàëüíåéøåì. Òàêèì íîîòðîïîì ÿâëÿåòñÿ, íàïðèìåð, Ïèðàöåòàì. Âòîðûå æå ïðåïàðàòû — ýòî ñêîðåå ñòèìóëÿòîðû ñ íîîòðîïíûì ýôôåêòîì, äåéñòâóþò íå òàê äîëãî, ïðè ýòîì èñòîùàþò ðåñóðñû îðãàíèçìà. Ñàìûé èçâåñòíûé èç íèõ — ýòî Ôåíîòðîïèë, ñòóäåíòû â ñåññèþ åãî ïðîñòî îáîæàþò. Áóäü îñòîðîæåí ñ íèì! Åñëè ó òåáÿ áóäåò ïåðåäîçèðîâêà, òî âïîëíå ðåàëüíî è íîãè ïðîòÿíóòü. Ïèðàöåòàì è Ôåíîòðîïèë ÿ ñåé÷àñ ðàññìîòðþ ìàêñèìàëüíî ïîäðîáíî, òàê êàê ïåðâûé ñàìûé ìíîé èçó÷åííûé, à âòîðîé ñàìûé èçâåñòíûé.

Ïèðàöåòàì ÿâëÿåòñÿ èñòîðè÷åñêè ïåðâûì íîîòðîïîì, è äî ñèõ ïîð îñòàåòñÿ âàæíåéøèì. Ïðîäàåòñÿ îí ïîä íàçâàíèÿìè Ëóöåòàì, Ïèðàöåòàì, Íîîòðîïèë, ïî ìîåìó ìíåíèþ, ñàìûì ñáàëàíñèðîâàííûì ïî ñîîòíîøåíèþ öåíà/êà÷åñòâî ÿâëÿåòñÿ Ëóöåòàì. Ïî ôàðìàêîëîãè÷åñêîìó äåéñòâèþ îíè íå îòëè÷àþòñÿ, íî Ëóöåòàì äåéñòâóåò áûñòðåå Ïèðàöåòàìà, õîòÿ àêòèâíîå âåùåñòâî ó îáîèõ îäèíàêîâîå. Äàííûé ïðåïàðàò íå îáëàäàåò ñèëüíî âûðàæåííûì ýôôåêòîì, íî îí ëó÷øå îñòàëüíûõ íîîòðîïîâ ñïîñîáñòâóåò îáðàçîâàíèþ íîâûõ ñèíàïñîâ â ãîëîâíîì ìîçãå. Òàêèì îáðàçîì, îí ïîçâîëÿåò óâåëè÷èâàòü ðåñóðñû ãîëîâíîãî ìîçãà, à íå ïåðåíàïðÿãàòü óæå èìåþùèåñÿ. Ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ ïðàêòè÷åñêè íå èìååò, ïåðåäîçèðîâêè äîáèòüñÿ ñëîæíî, êàçàëîñü áû, îòëè÷íîå ðåøåíèå. È âîò òóò ìû íàòûêàåìñÿ íà áàðüåð: äëÿ òîãî, ÷òîáû îí îêàçàë ýôôåêò, åãî íóæíî àäñêè ìíîãî! Êîãäà ÿ ïèë ñâîé êóðñ, ÿ ïèë òàáëåòîê ïî 5-6 çà îäèí ðàç, òðè ðàçà â äåíü, ïà÷êà Ëóöåòàìà òàÿëà íà ãëàçàõ! Âîîáùå, ÿ íå ñîâåòóþ íà÷èíàòü ïðèåì, åñëè ó òåáÿ åñòü ïðîáëåìû ñ äåíüãàìè, òàê êàê ïðåïàðàò íàäî ïèòü ðåãóëÿðíî. Ïèðàöåòàì ÿâëÿåòñÿ ïðåïàðàòîì êóìóëÿòèâíîãî äåéñòâèÿ, òî åñòü, îí ïîñòåïåííî íàêàïëèâàåòñÿ â îðãàíèçìå è ïîòîì óæå íà÷èíàåò äåéñòâîâàòü, ýòèì è îáóñëîâëåíû âûñîêèå äîçèðîâêè. Êîíå÷íî, ìîæíî ïèòü ïî îäíîé òàáëåòêå â äåíü, íî ýôôåêòà òîãäà ïðàêòè÷åñêè íå áóäåò, à ìû âåäü õîòèì óâåëè÷èòü ðåñóðñ ìîçãà, âåäü òàê? È íåìíîãî î ëè÷íîì îïûòå: ïðèíèìàë ÿ åãî â ñâÿçêå ñ Ãëèöèíîì, ýòà àìèíîêèñëîòà òîæå íîîòðîï, íî î÷åíü ñëàáûé, ÷òîáû äîáèòüñÿ íîîòðîïíîãî ýôôåêòà òîëüêî îò íåãî, íóæíî æðàòü åãî â åùå áîëüøèõ êîëè÷åñòâàõ, ÷åì Ïèðàöåòàì. Ïðèåì äëèëñÿ íåäåëè 4, ïîíà÷àëó ýôôåêòà íå áûëî, íî ê òðåòüåé íåäåëå ÿ çàìåòèë ïîâûøåíèå ñïîñîáíîñòåé, ê ïðèìåðó, ÿ ìîã çàïîìíèòü òåêñò áûñòðåå, ÷åì ðàíüøå, àíàëèòè÷åñêèå ñïîñîáíîñòè òîæå óâåëè÷èëèñü. Ïðàâäà, ýòî ìîæíî îáúÿñíèòü ýôôåêòîì ïëàöåáî, íî ÿ íå ñêëîíåí òàê äóìàòü, òàê êàê ïðîãðåññ îòìå÷àë íå òîëüêî ÿ, íî è îêðóæàþùèå. Åñëè ñîáåðåòåñü ïðèíèìàòü ðàäè êàêîé-òî ìàñøòàáíîé ðàáîòû, áóäü òî ýêçàìåí èëè ñåññèÿ, òî íà÷íèòå ïðèåì íåäåëè çà òðè è ïðèíèìàéòå ïî ìåíüøåé ìåðå ìåñÿö, òîãäà ýôôåêò áóäåò ìàêñèìàëüíûé.
Çàêîí÷èëè ñ Ïèðàöåòàìîì, ïåðåõîäèì ê Ôåíîòðîïèëó. Îí áûë ïîëó÷åí â Èíñòèòóòå ìåäèêî-áèîëîãè÷åñêèõ ïðîáëåì â õîäå ðàçðàáîòêè ìîäèôèêàöèè ïèðàöåòàìà äëÿ êîñìîíàâòîâ. Êàçàëîñü áû, ïðîñòî ââåëè ôåíèëüíóþ ãðóïïó â ìîëåêóëó ïèðàöåòàìà, ñâîéñòâà äîëæíû áûòü ïðàêòè÷åñêè òàêèìè æå. À âîò âûêóñèòå, áëàãîäàðÿ ýòîìó Ôåíîòðîïèë ëåã÷å ïðåîäîëåâàåò ãåìàòîýíöåôàëè÷åñêèé áàðüåð ( ýòî áàðüåð ìåæäó êðîâåíîñíîé ñèñòåìîé è ÖÍÑ, èìåííî èç-çà íåãî ëå÷åíèå ìîçãà ÷àñòî çàòðóäíåíî, òàê êàê ìîëåêóëû íå âñåõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ ìîãóò åãî ïðîéòè â äîñòàòî÷íîì êîëè÷åñòâå ), ïîýòîìó ñâîéñòâà ó íåãî î÷åíü è î÷åíü îòëè÷àþòñÿ îò Ïèðàöåòàìà. Ôåíîòðîïèë íå íóæíî ïðèíèìàòü ïî 2-3 íåäåëè: äåéñòâóåò ñðàçó, ñ ïåðâîé òàáëåòêè. Äàåò ñðàçó çàìåòíûé çàðÿä áîäðîñòè, íà÷èíàåøü äóìàòü áûñòðåå óæå ÷åðåç ïîë÷àñà ïîñëå ïðèåìà. Ïî ìîèì ëè÷íûì îùóùåíèÿì, äàæå íåìíîãî ïîâûøàåò íàñòðîåíèå, äà è â ïîêàçàíèÿõ ê ïðèìåíåíèþ óêàçàíà äåïðåññèÿ. Îí íàñòîëüêî óñêîðÿåò ðàáîòó íåðâíîé ñèñòåìû, ÷òî â ÑØÀ áûë çàïèñàí â äîïèíãè ïîä íàçâàíèåì «Êàðôåäîí» Âîò, ñêàæåøü òû, íàøëè-òàêè NZT íàøè ðóññêèå ó÷åíûå!

Ê ñîæàëåíèþ, íå âñå òàê õîðîøî, êàê õîòåëîñü áû. Âî-ïåðâûõ, Ôåíîòðîïèë íå ÿâëÿåòñÿ íîîòðîïîì. Ýòî ñêîðåå ñòèìóëÿòîð ñ íîîòðîïíûì ýôôåêòîì. Åãî íåëüçÿ ïðèíèìàòü òàê æå, êàê Ïèðàöåòàì, äëèòåëüíûìè êóðñàìè, îí ñëèøêîì ñèëüíî âîçäåéñòâóåò íà ÖÍÑ, è, êàê è ëþáîé ñòèìóëÿòîð, èñïîëüçóåò óæå èìåþùèåñÿ ðåñóðñû îðãàíèçìà. Òàêæå ó íåãî ìíîãî ïîáî÷åê, âðîäå ïîâûøåíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, áåññîííèöû, è ýòî òîëüêî îôèöèàëüíî! Êîãäà ÿ ïðèíèìàë åãî, òî îí íà÷èíàë äåéñòâîâàòü óæå ÷åðåç ÷àñ ïîñëå ïðèåìà, òî, ÷òî ðàíüøå äàâàëîñü ìíå ñ òðóäîì, òåïåðü ñòàíîâèëîñü ëåãêèì, êàê åñëè áû ÿ âñþ æèçíü çà ýòèì ïðîâåë. Ïîáî÷íûé ýôôåêò ÿ çàìåòèë òîëüêî íà ñëåäóþùèé äåíü: âî-ïåðâûõ, ÿ ñïàë áîëüøå 10 ÷àñîâ, ÷òî äëÿ ìåíÿ íå õàðàêòåðíî, îáû÷íî ÿ ñïëþ 7-8 ÷àñîâ. Âî-âòîðûõ, ïîÿâèëàñü íåêîòîðàÿ ðàçäðàæèòåëüíîñòü. ß ñìîòðåë íà îêðóæàþùèõ ìåíÿ ëþäåé è äóìàë: «Ïî÷åìó âû òàê òîðìîçèòå, äóìàéòå áûñòðåå!» Åùå â ìèíóñû ìîæíî çàïèñàòü âûñîêóþ öåíó: 450 ðóáëåé çà 10 òàáëåòîê. È ãëàâíîå îòðèöàòåëüíîå êà÷åñòâî: êàê è âñå íîîòðîïû, îí íà âñåõ ëþäåé äåéñòâóåò ïî ðàçíîìó: ó êîãî-òî îí âûçîâåò ïðèëèâ ñèë è âäîõíîâåíèÿ, à äðóãîé ïî÷óâñòâóåò òîëüêî ñîíëèâîñòü. ß äîëãî äóìàë ïåðåä ïîêóïêîé, íî âñå æå ðåøèëñÿ, íå ïîæàëåë. Ïðèíèìàòü òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè ñðî÷íî íàäî ñäåëàòü ñëîæíóþ ðàáîòó, äëÿ ðåãóëÿðíîãî ïðèìåíåíèÿ íå ïîäõîäèò, íå íàäî íàñèëîâàòü îðãàíèçì. Ïîâòîðÿþ, ÍÅ ÄËß ÏÎÑÒÎßÍÍÎÃÎ ÏÐÈÌÅÍÅÍÈß! Ñëó÷àé äîëæåí áûòü î÷åíü ýêñòðåííûì, ïðåïàðàò âîçäåéñòâóåò íà ÖÍÑ, ýòî íå øóòêà! Äà, è ïðåïàðàò ÿâëÿåòñÿ äèóðåòèêîì, ïåé áîëüøå âîäû âî âðåìÿ ïðèåìà. À ëó÷øå âîîáùå íå ïðèíèìàé, öåëåå áóäåøü.

È íåìíîãî î ïåðåäîçèðîâêå, òàê êàê â ñëó÷àå ñ Ôåíîòðîïèëîì ýòî î÷åíü êðèòè÷íî. Ïîñëå 2-õ äíåé íåïðåðûâíîãî ïðèåìà (òàáëåòêà 100 ìã óòðîì) íàáëþäàë òÿæåñòü â ãîëîâå, èíôîðìàöèþ îáðàáàòûâàòü ëåã÷å, íî ýòà òÿæåñòü ìåøàåò. Åùå èñïûòûâàë ñòðàííóþ ðàññåÿííîñòü, íå ìîã ñêîíöåíòðèðîâàòüñÿ íà ÷åì-òî îäíîì, ïîñòîÿííî îòâëåêàëñÿ. Ðàçäðàæèòåëüíîñòü ïîäñêî÷èëà äî ïîòîëêà, ÿ ïðîñòî ïðåâðàòèëñÿ â ÿðîñòíîãî Ãèòëåðà. Äëÿ ñåáÿ ñäåëàë âûâîä: íåëüçÿ åãî ïðèíèìàòü êóðñîì, ëó÷øå èìåòü ñ ñîáîé íà âñÿêèé ñëó÷àé óïàêîâêó è ïðèíèìàòü â ñëó÷àå âíåçàïíîãî ñëîæíîãî çàäàíèÿ. Ïîñëå ïðèåìà îíîãî íåîáõîäèìî äàòü îðãàíèçìó âðåìÿ íà âîññòàíîâëåíèå, ýòî ñòèìóëÿòîð!  îáùåì, òîëüêî äëÿ êðàéíèõ ñëó÷àåâ. Ëó÷øå ñúåøü øîêîëàäêó.

Èòàê, îïðåäåëèëèñü, Ïèðàöåòàì äëÿ ñàìîðàçâèòèÿ, Ôåíîòðîïèë äëÿ àâðàëüíîé ðàáîòû. Íî ýòî åùå íå âñå ïðåïàðàòû, à òîëüêî íà÷àëî, èõ åùå áåñ÷èñëåííîå ìíîæåñòâî.  ñëåäóþùåé ñòàòüå ÿ ðàññêàæó ïðî íåêîòîðûå èíòåðåñíûå íîîòðîïû, äîïîëíèòåëüíûå ïðåïàðàòû, êîòîðûå ìîãóò ïîìî÷ü èçâëå÷ü èç Ïèðàöåòàìà âñþ ïîëüçó, âîçìîæíî, ïîðåêîìåíäóþ êàêèå-òî êîìïëåêñû ïðåïàðàòîâ.

Источник