У девочки болит спина на гимнастике

У девочки болит спина на гимнастике

26 октября отмечается Всероссийский день гимнастики. И спортивная, и художественная гимнастика — красивые виды спорта, но стоит ли отдавать туда ребенка, не причинит ли это вред его здоровью? Мы предлагаем 10 аргументов против.

Заболевания спины

Проблемы со спиной — самая частая жалоба гимнасток. Особенно страдают поясничный и грудной отделы позвоночника.

Это и просто боли в спине, и искривление позвоночника, спондилолиз (перелом дуги позвонка), спондилолистез (соскальзывание тела одного позвонка с другого), компрессионные переломы, повреждение замыкательных пластинок тел позвонков и межпозвоночных дисков, при неадекватном лечении могут возникать протрузии межпозвоночных дисков, грыжи.

У художественных гимнасток уже в 6-7 лет можно диагностировать сколиоз и гиперлордоз. Сколиоз возникает из-за неравномерности нагрузки справа и слева. Гиперлордоз (избыточный изгиб поясницы) — из-за чрезмерного прогиба в пояснице, который требуется от детей.

Растяжения

Растяжения — стандартная травма для гимнасток, даже самых маленьких. Сама по себе растяжка мышц — это болезненная процедура, выполняется с помощью тренера, который давит на растягиваемые мышцы, удлиняя их. Некоторые дети не могут удержаться от слез, криков.

Здесь очень важно не переусердствовать и действовать плавно. Но растяжения возникают, как правило, не в процессе растяжки, а при выполнении упражнений, когда нагрузка на мышцы резкая и интенсивная.

Болезни костей и суставов

Патология костей и суставов возникает у гимнастов на фоне хронических перегрузок и микротравм. Чаще всего наблюдаются деформирующие артрозы, остеохондропатии, хондромаляции, хронические поражения капсульно-связочного аппарата. Особенно страдают колени, голеностоп, локтевой сустав.

В художественной гимнастике слабым местом являются коленный сустав, голеностоп и стопа. Часто повреждаются мениски, крестообразные и боковые связки коленного сустава, возможны остеохондропатии, повреждения мышц, разрывы сухожилий. Часты переломы. Конечно, травматизация более вероятна, когда ребенок занимается спортом профессионально (с 3-4 года обучения).

Риск серьезной травмы

Серьезная травма может возникнуть в любом виде спорта, но спортивная гимнастика — один из самых опасных. И это не только травмы, которые предполагают завершение спортивной карьеры, в некоторых случаях они не совместимы с жизнью. Удары о снаряды, падения, переломы позвоночника, особенно опасен перелом шейного отдела при приземлении на голову.

В художественной гимнастике риск острой серьезной травмы невысок.

Боль

Дети-гимнасты часто жалуются на боль. Болят мышцы после тренировки, во время растяжки (иногда до слез), вследствие микротравмы или полноценной травмы, которую приходится лечить, из-за которой пропускаются тренировки. Можно сказать, такие дети привыкают к боли. Однако психическое состояние в условиях постоянных болевых ощущений выходит из равновесия.

Диета

В художественной гимнастике с самого раннего возраста приходится следить за весом. Хорошо, если ребенок относится к счастливчикам, которые могут есть все и не толстеть при этом. Если же каждая конфетка добавляет граммы и сантиметры, диета может оказаться очень жесткой и исключать не только жирные продукты, сладости, выпечку и фастфуд, но и серьезно ограничивать ребенка в питательных веществах.

Одно из зарубежных исследований показало, что гимнастки употребляют лишь 80% необходимых им калорий в день, что приводит к задержке полового развития, роста, остеопорозу (а он в свою очередь повышает риск переломов).

Большая загруженность

Уже в младшей школе ребенку придется выбирать, что предпочесть: учебу или спорт. Ежедневные тренировки, сборы, выезды на соревнования практически не оставляют времени для учебы. Уроки делаются на ходу. Даже отдых подчинен расписанию. Нередко такие дети лишены полноценного сна и страдают от хронических перегрузок.

Ответственность

Дети, профессионально занимающиеся спортом, перестают быть детьми. Их жизнь превращается в череду тренировок и соревнований, успехов и неудач. У них нет времени на игры и общение с друзьями. Они отвечают за все те огромные вложения, которые сделали родители, отдав ребенка в большой спорт. От малыша ждут серьезных побед, и он все время боится не оправдать ожидания. Психологическая нагрузка на такого ребенка оказывается ничуть не меньше физической.

Необходимость полного обследования

Нередко родители, радуясь хорошей гибкости ребенка, отдают его в художественную гимнастику, не подозревая, что именно ему такие занятия наносят максимальный вред. Дело в том, что при слабости связочного аппарата (что проявляется их легкой растяжимостью) риск возникновения травмы наиболее высок.

У детей со слабыми связками чаще возникают растяжения, вывихи, подвывихи, надрывы, искривление позвоночника. Именно им противопоказаны большие нагрузки. Зачастую выясняется это уже после возникновения хронической патологии.

Слабость связочного аппарата может быть наследственной особенностью либо симптомом какого-либо заболевания. В любом случае перед поступлением в секцию нужно пройти полное обследование. В дальнейшем при серьезных тренировках необходим мониторинг состояния здоровья.

Важность выбора тренера

Многие родители выбирают тренера по степени его заслуженности и количеству именитых учеников. Однако не менее важный критерий — количество травм у его воспитанников. Именно тренер должен чувствовать, когда можно нажать, а когда пора остановиться; когда подбодрить, а когда уберечь ребенка от травмы.

Хороший тренер должен знать, как развивать тело гармонично, чтобы не страдали суставы и связки, не было перекосов позвоночника; кому вообще можно заниматься, а кому стоит подобрать что-нибудь другое, так как риск нанести вред здоровью слишком высок.

Источник

Проведено неврологическое и нейроортопедическое обследование 164 учащихся с предварительным диагнозом: боль в спине на фоне гипермобильности суставов. Гипермобильность в области позвоночника приводила к формированию функционального болевого синдрома с определенной анамнестической и объективной клинической картиной. При проведении иммуноферментного анализа на металлопротеиназу 9 установлено ее повышение, свидетельствующее о выраженности недифференцированной дисплазии соединительной ткани.

The causes of back pain in adolescents engaged in ballet and art gymnastics

Neurological and neuroorthopedic survey of 164 students with a preliminary diagnosis of pain in the back on the background of hypermobility joints was held. Hypermobility in the area of the spine led to the formation of functional pain syndrome with a certain anamnestics and objective clinical picture. In carrying out immunoassay for metalloproteinase 9 found it increased, indicating the severity of undifferentiated connective tissue dysplasia.

Распространенность боли в спине как наиболее частая неинфекционная патология человека составляет 30-40% в общей популяции. Выделяют острые и хронические болевые синдромы в спине. Острая боль является нормальной реакцией на повреждение тканей и обычно проходит по мере их заживления. Постоянное же раздражение ноцицепторов в области имеющегося повреждения тканей приводит к формированию хронической боли. Она постепенно утрачивает присущую физиологической боли защитную функцию, сигнальное значение и активирующее воздействие на механизмы устранения альгогенного фактора [4, 13, 14].

Читайте также:  Болит спина справа по ночам

Хроническая боль в спине является на сегодняшний день актуальной проблемой не только среди взрослого населения, но и среди детей и подростков [10]. Хроническая боль — это болевой синдром, который в течение определенного периода времени приносит дискомфорт пациенту. Длительность этого интервала времени является величиной условной, что не позволяет точно обозначить тот момент, когда боль острая переходит в боль хроническую. Международная ассоциация по изучению боли определяет хроническую боль, как продолжающуюся сверх нормального периода заживления и длится более 3 месяцев. По критериям DSM-IV, хроническая боль длится не менее 6 месяцев.

Данные о частоте болей в спине у детей и подростков варьируют в очень широком диапазоне: от 20-30 до 83% [10]. Дифференциальная диагностика болей в спине у детей начинается с топической диагностики источника болевой импульсации. Основные причины боли в спине у детей связаны с дискоординированным положением тела, чрезмерными психогенными нагрузками, травмами, в том числе спортивными, остеохондропатиями и межпозвоночными грыжами, спондилолистезом и диспластической спондилопатией, ювенильным спондилоартритом.

В связи с активным развитием и пропагандой профессионального и любительского спорта в последние годы, актуальным является выявление среди спортсменов детей и подростков с хронической болью в спине. Следует отметить, что, по данным Н.С. Павленко (2008), боли в спине, возникающие в детстве или у подростков в возрасте от 13 до 17 лет, отмечены у 26% и наиболее характерны для тех, кто занимался спортом или другой физической активностью [11]. Уже давно замечено, что среди гимнастов, а также других спортсменов дети с дисплазией соединительной ткани составляют почти половину [8].

Наибольший интерес для исследования представляет недифференцированная дисплазия соединительной ткани. Эта патология диагностируется тогда, когда у пациента набор фенотипических признаков не укладывается ни в одно из дифференцированных заболеваний. Такая патология широко распространена и составляет от 20 до 85% в популяции [2]. Общие подходы к диагностике дисплазии соединительной ткани должны быть основаны на комплексном анализе результатов клинических, генеалогических, лабораторно-инструментальных и молекулярно-генетических исследований [8].

В России с целью диагностики нарушения метаболизма соединительной ткани на биохимическом уровне, прогнозирования течения заболевания, оценки эффективности реабилитационной терапии у детей во многих лабораториях определяют экскрецию оксипролина и гликозаминогликанов в моче [9]. Однако данный метод несовершенен в связи с возможными нарушениями в методике сбора материала и его обработки.

Одним из перспективных методов, позволяющих определить нарушение обмена соединительной ткани, является иммуноферментный анализ крови. Метод проводится с целью обнаружения активности матриксных металлопротеиназ, указывающих на изменение метаболизма соединительной ткани. Избыток коллагеновых волокон или слишком малая активность матриксных металлопротеиназ приводит к увеличению плотности волокон и к формированию менее гибкой ткани. Наоборот, чрезмерная активность матриксных металлопротеиназ является причиной неуправляемой фрагментации коллагена, что делает ткань более аморфной [10].

Таким образом, целью настоящего исследования явилось определение клинических особенностей и биохимических параметров недифференцированной дисплазии соединительной ткани у детей и подростков с болью в спине, занимающихся балетом и художественной гимнастикой, в аспекте ранней диагностики, профилактики и лечения вертеброгенной патологии у данных пациентов.

Материал и методы. Обследованы 164 учащихся (37 мальчиков и 127 девочек) из хореографического училища и школы олимпийского резерва в возрасте от 10 до 21 года (средний возраст 14,35±2,09 года) с диагнозом: М35.7 «Гипермобильный синдром разболтанности, излишней подвижности. Семейная слабость связок» и М 54 «Дорсалгия». Кроме того, обследовано 24 здоровых подростков от 10 до 17 лет (средний возраст 13,75±1,83 года), отнесенных в контрольную группу. Обследование пациентов включало изучение амбулаторных карт и анамнестических данных, оценку неврологического и нейроортопедического статуса, данных рентгенологического обследования, иммуноферментный анализ. Для оценки интенсивности боли пациенту предлагалось сделать отметку на визуальной аналоговой шкале в соответствии с баллами от 0 до 10, а при необходимости, для облегчения передачи своих ощущений, исследуемый использовал шкалу цветоделения. Рентгенологическое обследование включало стандартные рентгенограммы шейного, грудного и пояснично-крестцового отделов позвоночника в прямой и боковой проекциях. По показаниям проводилось рентгеновское обследование с функциональными нагрузками в боковой проекции (в положении максимального сгибания и разгибания). Биохимическое обследование включало определение концентрации металлопротеиназы 9 путем иммуноферментного анализа.

Читайте также:  Утром болит спина грудной отдел

Всем пациентам, имеющим гипермобильность суставов, проведена оценка по девятибалльной шкале гипермобильности Бейтона (Beighton P., 1998) [11] и пересмотренным диагностическим критериям синдрома гипермобильности суставов (Grahame R. et al., 2000) [12]; при сумме набранных баллов от 7 до 9 обследуемые были занесены в основную группу.

Результаты и обсуждения. Острая боль в спине диагностирована в 4% (8учащихся), хроническая боль — в 29% (48 учащихся). Боль составила по шкале 1 балл у 8% (13 учащихся), 2 балла — у 23% (37 учащихся) и 3 балла — у 2% (4 учащихся) Средний бал среди мальчиков составил 2±0,14, среди девочек 1,78±0,45.

Миофасцильные триггерные зоны выявлены преимущественно в средней ягодичной мышце у 36 обследованных, что составило 22%. В остальных мышцах миофасцильные триггерные зоны регистрировались в единичных случаях.

При нейроортопедическом обследовании выявлен высокий процент S-образной сколиотической деформации с двумя первичными дугами искривления — на уровне ThVIII-ThIX и LI-LII позвонков, которая установлена у 95% (156 учащийся), что обусловлено косым тазом у 87% (144 учащихся). Среди обследованных пациентов плоскостопие обнаружено у всех мальчиков (37 учащихся) и у 97% девочек (124 учащихся), halus valgus — у 14% (23 учащихся), причем наблюдался у 8% мальчиков (3 учащихся) и у 15% девочек (20 учащихся), что объясняется слабостью мышц на фоне недифференцированной дисплазии соединительной ткани. Функциональные блоки в шейном отделе позвоночника регистрировались в 3% (5 учащихся), в грудном отделе позвоночника — в 21% (35 учащихся), в поясничном отделе позвоночника — в 19% (31 учащийся), в крестцово-подвздошном суставе — в 45% ( 75 учащийся). Синдром гипермобильности был наиболее выражен в локтевых и коленных суставах.

Немаловажной, на наш взгляд, является и оценка соматического статуса обследованных: дефицит массы тела средней степени выявлен у 34% (57 учащихся); кроме того, миопия была установлена у 28% (47 человек). Со стороны сердечно-сосудистой системы изменения встречались у 9% (16 учащихся) в виде аномально-расположенной хорды левого желудочка, пролапса митрального клапана — у 14% (24 учащихся), функциональной кардиопатии — у 34% (56 учащихся). Наиболее часто выявлялась дискинезия желчевыводящих путей на фоне функциональных и анатомических нарушений желчного пузыря — 31% (51 учащийся).

При рентгенологическом исследовании у большинства подростков выявлены нестабильность в шейном и поясничном отделах, а также сглаженный шейный лордоз, грудной кифоз и поясничный лордоз.

При определении содержания металлопротеиназы 9 у 66 обследованных пациентов основной группы с гипермобильным синдромом разболтанности (средний возраст 13,71±1,67 лет) средние значения показателя составили 114,8±11,7 нг/мл. В контрольной группе здоровых подростков средние значения были достоверно ниже и составили 72,6±5,5 нг/мл (р<0,05).

Выводы. Дети и подростки, занимающиеся балетом и художественной гимнастикой, имеют высокую степень выраженности признаков недифференцированной дисплазии соединительной ткани, дефицита массы тела и миопии. Характерная для данной патологии гипермобильность суставов ведет к формированию функционального болевого синдрома с определенной анамнестической и объективной клинической картиной. Повышение активности металлопротеиназы 9 подтвердило наличие недифференцированной дисплазии соединительной ткани у основной группы с гипермобильностью суставов и отсутствие повышения у контрольной группы подростков. Необходимы более ранние профилактические мероприятия и лечение вертеброгенной патологии у данной группы пациентов. Это является необходимым условием для успешных занятий в спортивных школах и предупреждения возникновения боли в спине.

Ф.И.Девликамова, П.В.Мадякин

Казанская государственная медицинская академия

Мадякин Павел Владимирович — очный аспирант кафедры неврологии и мануальной терапии

Литература:

1. Есин Р.Г. Боль: принципы терапии, боль в мануальной медицине. Руководство для врачей / Р.Г. Есин. — Казань: Алма-Лит, 2007. — 161 с.

2. Хабиров Ф.А. Лечебные блокады при болевых миофасциальных и туннельных синдромах / Ф.А. Хабиро. — Казань: Медицина, 2009. — 262 с.

3. Хабиров Ф.А. Профилактика и лечение болей в спине. Руководство для врачей / Ф.А. Хабиров, Н.И. Галиуллина, Ю.Ф. Хабирова. — Казань: Медицина, 2010. — 206 с.

4. Никишина И.П. Дифференциальный диагноз болей в спине у детей / И.П. Никишина // Клиника здорового позвоночника. Режим доступа: https://www.spinabezboli.ru/

5. Павленко Н.С. Эпидемиология болевых синдромов у детей и подростков / Н.С. Павленко // Боль и ее лечение. Режим доступа: https:// www.painstudy.ru/

6. Лагода О.О. Новые подходы к диагностике функциональных и структурных нарушений опорно-двигательного аппарата у юных спортсменов / О.О. Лагода // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2001. — N 4. — C. 10-12.

7. Нечаева Г.И. Дисплазия соединительной ткан: терминология, диагностика, тактика ведения пациентов / Г.И. Нечаева, И.А. Викторова. — Омск: Типография БЛАНКОМ, 2007. — 188 с.

8. Земцовский Э.В. Диспластические фенотипы и диспластическое сердце: аналитический обзор / Э. В. Земцовский. — СПб: Ольга, 2007. — 80 с.

9. Кадурина Т.И. Дисплазия соединительной ткани. Руководство для врачей / Т.И. Кадурина, В.Н. Горбунова. — Санкт-Петербург: ЭЛБИ-СПб, 2009. — 704 с.

10. Громова О.А. Дисплазия соединительной ткани, клеточная биология и молекулярные механизмы воздействия магния / О.А. Громова, И.Ю. Торшин // Русский медицинский журнал, выпуск «Избранные лекции для семейных врачей». — 2008. — Т. 16, № 4. — С. 230-239.

11. Beighton P. Ehlers-Danlos syndromes: Revised nosology, Villefranche, 1997 / P. Beighton, A. De Paepe, B. Steinmann, P. Tsipouras, R.J. Wenstrup // American Journal of Medical Genetics. — 1998. — 77 (1). — P. 31-37.

12. Grahame R. The revised (Brighton, 1998) criteria for the diagnosis of benign joint hypermobility syndrome (BJHS) / R. Grahame, H.A. Bird, A. Child // Journal of Rheumatology. — 2000. — 27 (7). — P. 1777-1779.

Источник

  1. У девочки болит спина на гимнастике

    Alena84

    Новичок

    Регистрация:
    24 фев 2017
    Сообщения:
    2
    Симпатии:
    0

  2. У девочки болит спина на гимнастике

    La murr

    Администратор
    Команда форума

    Регистрация:
    3 мар 2013
    Сообщения:
    15.300
    Симпатии:
    15.874

    @Alena84, здравствуйте!
    Покажите, пожалуйста, имеющиеся снимки врачам форума.
    О том, как это сделать, смотрите здесь — https://www.medhouse.ru/threads/20420/
    Вы можете обратиться к любому врачу форума на странице его личного профиля или в переписке, дав ссылку на свою тему и задав вопросы, которые Вас интересуют.
    Это ускорит ответ специалистов.

    Врачи форума — https://www.medhouse.ru/staff/

  3. У девочки болит спина на гимнастике

    Владимир Воротынцев

    Врач — мануальный терапевт, реабилитолог

    Регистрация:
    24 май 2009
    Сообщения:
    9.478
    Симпатии:
    6.746
    Адрес:
    Донецк

    Очень часто у девочек, занимающихся художественной и спортивной гимнастикой возникают подобные проблемы. Причина — чрезмерные нагрузки. Стоит только уменьшить интенсивность занятия, как боль исчезает без всякого вмешательства извне.
    P.S. Шанс повторить судьбу Алины Кабаевой и Маргариты Мамун мизерный; получить проблемы со здоровьем — велик.

  4. У девочки болит спина на гимнастике

    Александр_100

    Активный пользователь

    Регистрация:
    4 янв 2013
    Сообщения:
    2.989
    Симпатии:
    1.170
    Адрес:
    Новокузнецк

    Я бы на вашем месте бросил спортивную гимнастику. Но, с позвоночником надо работать. Хорошо было бы заменить гимнастику на йогу. В йога центрах бывает йога для здоровья. Там нагрузки гораздо меньше на позвоночник. В тоже время очень хорошо поддерживает гибкость и учит человека понимать и ощущать свое тело. А спорт я понимаю — это здорово. Но жизнь и позвоночник дороже спортивных достижений. Раз уже в 7 лет начались проблемы, то потом может все это вылезти лет в 30 грыжами и разрушенным позвоночником.

    И еще. Купите домой парту регулируемую, чтобы уроки делать. Желательно осанку контролировать особенно пристально в период роста позвоночника, чтобы не получить сколиоз к 14 годам.

  5. У девочки болит спина на гимнастике

    Владимир Воротынцев

    Врач — мануальный терапевт, реабилитолог

    Регистрация:
    24 май 2009
    Сообщения:
    9.478
    Симпатии:
    6.746
    Адрес:
    Донецк

    Польза йоги слишком преувеличена.
    Да и «разрушенного» позвоночника сроду не видел!

  6. У девочки болит спина на гимнастике

    Alena84

    Новичок

    Регистрация:
    24 фев 2017
    Сообщения:
    2
    Симпатии:
    0

    Спасибо за комментарий! Мы за чемпионскими титулами и не гонимся. Ходим только потому что дочь сама очень хочет. Она говорит: я бы не хотела чтобы были летние каникулы чтобы не расставаться с гимнастикой.. Если бы она не хотела ходить, как многие девочки, вообще бы не раздумывали.

    Подскажите, а занятия современными танцами, или эстетической гимнастикой, эти виды занятий можно попробовать? Может, в сочетании с плаванием пару раз в неделю… Девочка подвижная, танцевальная..

    Спасибо за ваше мнение! Конечно, проблем со здоровьем не хотим! Записались во вторник на очную консультацию. Будем решать.

  7. У девочки болит спина на гимнастике

    Александр_100

    Активный пользователь

    Регистрация:
    4 янв 2013
    Сообщения:
    2.989
    Симпатии:
    1.170
    Адрес:
    Новокузнецк

    Да именно по этому вам и нужно подобрать для девочки более щадящий вид спорта. Но в тоже время подвижный, как она хочет.

  8. У девочки болит спина на гимнастике

    Tigresss

    Активный пользователь

    Регистрация:
    16 ноя 2014
    Сообщения:
    571
    Симпатии:
    371
    Адрес:
    Москва

    @Alena84, я хожу на хореографию к бывшей балерине, которая рассказывала, что часто приходят люди с проблемами с позвоночником и вообще костной структурой, у кого что, и очень часто эти люди — в детстве занимались гимнастикой. Вы скажете, а как же балет, но моя тренер училась балету не в Москве и не в Питере, а очень далеко, и у нее была совсем другая школа, очень разумная и мягкая, там никого не выламывали и пр. И вот фраза по гимнастику очень отложилась.

Статьи о позвоночнике и суставах

  • Профилактика болей в спине. Гигиена Ваших повседневных движений

  • Синовит: причины заболевания его симптомы и методы лечения

  • Правильное использование желатина для защиты и восстановления суставов

  • Нездоровая спина у ребенка – проблема у взрослых

  • Массажные техники лечения спины и опорно-двигательного аппарата в целом

  • Профессиональные заболевания опорно-двигательной системы

Источник