Во время пения болит голова

Продолжение темы. Начало смотрите в предыдущей статье.

Теперь вернемся к определениям певческой опоры, с которых я начала, и разберем подробно, что нужно держать, что расслаблять и чем тужиться….

*****

Итак, то, что дышим мы все диафрагмой абсолютно всегда, так как это дыхательный орган, я думаю, повторять не надо никому.

Почувствовать опору на нее невозможно, зато возможно на поперечную мышцу, от которой она напрямую зависит, и ощущения которой многие принимают именно за ощущение диафрагмы. Когда диафрагма прогнулась — воздух вошел в определенном объеме (зависящем, кстати, от предшествующего выдоха), остановился или оперся, и в прежнем направлении его движение на этом, к счастью, заблокировалось. Остается только вернуться назад, то есть выдохнуть. Данное состояние технически соответствует понятию «опора».

Что будем дальше делать? Тужиться? Ну тогда получим эффект воздушного шара, если резко сдавить его… нет, не лопнем, конечно, но воздух сразу же растеряем (причем неизвестно, в каком направлении).

Тогда что, будем петь расслабленно?

Позволю себе здесь привести цитату вокального тренера Cathrine Sadolin, автора известной многим книги «Complete Vocal Technique» и создательницы одноименного вокального метода.

«Миф, основанный на том, что петь нужно совершенно расслабленно, сотворил много вреда. Согласно моему опыту вокальные проблемы рождаются чаще от недостатка энергии, чем от ее избытка. Когда начинающим вокалистам не удается взять высокие ноты, чаще всего это связано с их боязнью использовать физическую силу или же попросту потому, что им ее не хватает. Они ошибочно верят, что во время пения надо быть расслабленным, потому что так говорят…. Когда же учатся прилагать силу и потеть во время вокалирования, многие проблемы исчезают. Это утопия — верить в то, что вокал — спонтанный процесс, который не требует энергетических затрат! А кто хочет петь сложным стилем: агрессивным или мощным, придется потрудиться еще сильнее».

Упомянутый ранее «воздушный столб» должен поддерживаться чем-то, так чем же еще, как не мышцами, ответственными за расширение ребер, грудной клетки, шеи. Одновременно эти же мышцы отвечают и за осанку, что не случайно, так как вокалист, будучи сам музыкальным инструментом, должен сохранять «корпус» таким образом, чтобы не осложнять циркуляцию воздуха.

Этого не отрицает ни один вокальный педагог, правда, значительно упрощая смысл. Мол, достаточно просто выправить осанку и голос польется, как по маслу. Нет, ребята, не достаточно, приняв прямую позу без анкеровки вы получите ситуацию из известной басни Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь!» Хорошая осанка — не синоним анкеровки, а одна из составляющих.

Выравнивание тела, головы и шеи в сочетании с их тонусом, дает возможность и улучшить резонанс, существенно влияя на обертональную окраску.

*****

В нашей стране в современной или «легкой» (как сказал бы Новосельцев из всеми любимой комедии: «легонькой такой») музыке издавна сложилась традиция именно легкого пения: это и бардовское напевание, и романсы, и такая ностальгически-нежно-плаксивая эстрада, с целой эпохой в виде «миражей», «комбинаций», «блестящих», «ласковых маев», равно как и западной, но расцветшей пышным цветом именно в России, как «Modern Talking», Sandra, «Radiorama», «Fancy», «Joy» и проч., и проч.

Связано ли это с вокальными предпочтениями нашего менталитета или же с музыкальными вкусами — сказать трудно, но именно в силу этого возникла традиция «попсового мяуканья», вполне справедливо давшая повод для насмешек сторонников академического вокала.

Еще бы, ведь там не помяукаешь, академист без анкеровки петь просто не сможет, а тем более «покрыть своим голосом стадион»! Хотя это, впрочем, не отрицает знаменитого мифа о том, что «научившись академу, можно петь все». Ведь анкеровка — это только одна из составляющих вокала, и не дается «в нагрузку» к «куполам», «низкой гортани» и «округленному рту», как пшенка к красной икре. Именитые вокальные школы учат ей всех вокалистов, а не только классиков.

Дабы не быть голословной, сравните несколько видео с вокалистами, не использующими анкеровку (то есть поющими расслабленно) и владеющими ей (помогающими себе мышечной силой):

*****

Как я уже упоминала выше, анкеровке обязательно учат в академическом вокале, правда все это входит в понятие «певческой опоры» с объяснениями, часто мало дающими возможность вникнуть в суть. Отдавая себе отчет в том, что мышцы должны все же работать (несмотря на расслабленное пение…), преподаватели часто заставляют студентов Консерватории «пытаться поднять рояль», «сдвинуть стену», а дабы выровнять осанку — «представлять, что к макушке привязаны нитки, за которые кто-то тянет».

А вот профессор Franco Fussi, врач-хирург, специалист в области фониатрии и отоларингологии, работающий исключительно с академическими вокалистами известных оперных театров Италии, пишет об этом так:

«Давление и напряжение не являются синонимами: давление — это сбалансированное напряжение. Петь громко или тихо, высоко или низко, не задействовав давление, не возможно. Когда напряжение снято, получившийся в результате тренировок сбалансированный механизм производит звуки, которые кажутся легкими и свободными.

Эффект, родственный тому, что производит прекрасно натренированный скоординированный атлет. Необходимо помнить, что в искусстве все является продуктом артефакта: в данном случае того, насколько усвоена дисциплина по контролю каждой мышцы тела, чтоб создать иллюзию простоты и естественности. Без этой физической дисциплины искусство вокала не могло бы существовать.

Читайте также:  Болит голова от гиацинтов

Если бы преподаватели по вокалу здраво оценивали свой прошлый вокальный опыт, то вспомнили бы тот период, когда их голоса были ведомы чрезмерным физическим напряжением. Этот период необходим в вокальном развитии большинства вокалистов, потому что без этого физического «усилия» они никогда бы не усвоили мышечную дисциплину, которая дает им возможность познать и скоординировать между собой дыхательные и фонаторные силы.

Как бы то ни было, вокал — это абсолютно атлетическое действо, и советовать студенту создавать звук в расслабленном и естественном состоянии — это, мягко говоря, недоразумение.

С другой стороны, не сбалансированное и форсированное напряжение может нанести вред голосу.

Потому часто студенту-вокалисту ничего не остается, как самостоятельно искать необходимый фонаторный баланс, посредством телесных и внутренних ощущений, прислушиваясь к производимому звуку.

Занятия же вокалом должны преследовать цель научить студента правильному балансу между давлением, напряжением и сопротивлением, а также необходимой ловкости, позволяющей сочетать давление с сопротивлением при минимуме напряжения. Только это позволит опытному зрителю с прекрасным зрением не заметить усталости и страданий в теле вокалиста, а только то мышечное напряжение, что дарит пению ощущение естественности».

*****

То есть, вокальный процесс построен на балансе активации и расслабления, тем более, что большинство и других действий устроено таким же образом, благодаря мышцам-антагонистам. Когда одни мышцы активируются, другие расслабляются и наоборот. Так действуют, например, мышцы рук, ног при сгибании-разгибании и многие другие.

Когда необходимый баланс получен и применимо то самое выражение, что вокалист поет «не горлом, и не на связках» (корректнее было бы сказать не перегружает их), а «кладет звук на воздушный столб», создаваемый при помощи удержания его анкеровкой (то есть мышцами тела). При этом такое состояние опытный вокалист может воспроизвести абсолютно в любой позиции: сидя, лежа, танцуя, наклоняясь назад и вперед (правда, всегда сохраняя линейность головы, шеи и спины) и совсем не обязательно стоя по струнке. Ведь важны, как уже было обозначено, правильные пропорции и работа нужных мышц.

*****

А вот понятие «тужиться» я бы навсегда исключила из вокального лексикона, не потому что сноб, а потому что оно в корне не верно. Во-первых, это способствует вокальному зажиму, во-вторых, помогает именно выталкивать воздух назад, а не удерживать его.

Говорить: «Держи воздух, тужься и пой расслабленно» — все равно что: «Стой там — иди сюда!»

*****

Когда же нужно расслабляться в таком случае? Тогда, когда это логично, то есть когда нужно помочь воздуху войти в организм. Ведь если во время вдоха мышцы напряжены, то воздух не войдет. Хотя и тут не все так просто. Чтобы воздух вошел, нужно еще, как говорят педагоги, «раскрыть горло» или «не зажимать гортань», предлагая для этого панацею от всех «бед»: «вокальный зевок».

Безусловно, он способствует этому, хотя одновременно тянет за собой и остальную «связку» из понижения гортани, «купола» и округления рта. Если кому-то не по вкусу такой набор, то нужно просто научиться раскрывать ложные связки. Но, возвращаясь к зевку, будет справедливо сказать, что это не такое уж и расслабленное действие, так как и расширению «горла» способствует активация определенных мышц, раздвигающих ложные связки.

Если этого не произойдет, то вокалисту придется всасывать воздух, подобно пылесосу, астматику или утопленнику, что часто приходится и наблюдать. Ведь в обычном режиме молчания или разговора ложные связки пребывают в нейтральном состоянии, а у кого то и в несколько сжатом.

Когда вы находитесь в состоянии эмоционального стресса, как то — страх, сильное волнение, радость и т.п., мышцы сжимаются, не пуская воздух, а заодно и создавая пресловутый «ком в горле». Это совершенно справедливо заметил и уже упомянутый ранее дедушка Крылов: «От радости в зобу дыханье спёрло»…

Неопытный исполнитель испытывает эмоциональный стресс перед выступлением, отдавая себе отчет в собственных несовершенствах и боясь не оправдать ожидания публики по поводу своего «ангельского голоска». Дыхательные мышцы сжимаются, препятствуя вдоху, равно как и ложные связки, и, начиная петь, он скорей всего именно «каркнет во все воронье горло». Потому так и важен мышечный контроль, в том числе анкеровка, это позволяет управлять собственным организмом, а не пить валерьянку стаканами.

*****

Полное отсутствие анкеровки влияет также на интонирование. Анкеровка же, в частности — головы и шеи, придает стабильность и силу голосу, помогает устранять его «сломы» и «киксы», а также непредвиденную смену тембра, или вокальности.

Очень странно, что даже многие известные западные школы учат искать баланс между звуком и выдохом, учат «сдерживать» и экономно расходовать воздух, ни слова не говоря при этом об анкеровке… Так же как и преподаватели, требуя от вокалиста «поднять мягкое нёбо», не объясняют, почему-то, через какие действия это можно осуществить.

Читайте также:  Болит лопатка когда поворачиваешь голову

А ведь и это тоже — анкеровка головы и шеи! Зевок, кстати, далеко не самый эффективный прием для этого, как в связи с его «комплексным» воздействием, так и потому, что поднять им нёбо возможно только зевая очень активно, как крокодил.

Да и не в подъеме дело, а в тонусе мышц, так как именно они помогают нёбу закрыться (см. статью «Про мягкое нёбо замолвите слово»), а главное, удерживать его в таком состоянии.

Что толку, если вокалист поднимет нёбо, смачно зевнув перед началом песни, а потом в процессе оно снова опадет? Если вокалист не способен удерживать в тонусе мышцы головы и шеи, то скорей всего так и произойдет.

Также верно, что анкеровка головы и шеи хоть и используется для получения сильного голоса (певческого и разговорного), но также влияет на большую «интенсивность» и четкость тихой фонации, что тоже важно. Публика должна слышать вокалиста даже тогда, когда он поет тихо, а также понимать слова.

Анкеровка тела, в свою очередь, придает фонации энергию, силу и поддержку. Оба вида анкеровки улучшают качество любой фонации, а для таких интенсивных, как опера и бэлтинг, являются обязательными!

*****

Анкеровка постепенно укрепляет и сами мышцы. Профессиональные вокалисты-исполнители, как и спортсмены, обладают развитой мускулатурой, только своей, специфической, то есть вокальной. Поэтому профессиональный вокалист, как и натренированный спортсмен, перестает чувствовать нагрузку там, где вокалист-дилетант или неспортивный человек испытывали бы чудовищный труд.

А поскольку память у многих короткая, то на вопрос о том, как же они так поют, большинство вокалистов отвечают: «Свободно и легко!»

Так что важнее, «опора» или «поддержка»?

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Источник

Вы не раз, думаю, слышали и читали о вокальном зажиме. О том, что он вообще существует. В чем его причина, что создает препятствие для свободы голоса? Проявляется вокальный зажим в характерных ситуациях – например, вокалист поднимается по гамме вверх, и за переходным порогом происходит резкое изменение тембра. Если стараться усиленно удерживать плотный характер звука, добавляя громкости (то есть, выталкивая воздух) – то происходит форсаж, после которого горло «саднит».

Такое явление — неудобство пения ноты, какое-то «препятствие» для голоса, наблюдается и при приближении к порогу, ведь ни что не возникает сразу, все вырастает постепенно.

Еще один пример — не получается выйти на высокую ноту без изменения тембра. Допустим, в мелодии есть скачок, нужно сразу «прыгнуть» на квинту или кварту вверх… И это никак не получается сделать! Связки все время хотят стать тонкими, а голос при этом – фальцетным. И если мы этого не хотим, нам нужен обертональный и насыщенный звук (полный голос), то и возникает конфликт. Бывает, что звук создать практически невозможно. Если не форсировать, не продавливать силой… Правда, при этом звук становится совсем не таким, какой нужен…

В чем причина, почему так происходит? Почему голос не может создавать любые звуки свободно? Мы же слышим, что профессиональные исполнители поют так, как начинающим и не снилось! В чем секрет их свободы?

Секрет их свободы в обучении. Понимаю, что это значит – не сказать ничего. Но подождите немного, некоторые завесы «тайн» приоткроются, иначе зачем статью писать…  

*****

Первое, что нужно знать – препятствие для свободы звука, вокальный зажим создается ЛОЖНЫМИ ГОЛОСОВЫМИ СВЯЗКАМИ, и более ни чем! Именно этот орган нашего вокального аппарата так «вредит» процессу фонации.

Происходит такое потому, что ложные связки призваны природой для совершенно иных целей, они защищают дыхательные пути, им безразличен вокал или речь. А срабатывают они рефлекторно, потому что в вокальном (а он же и дыхательный!) тракте поднялось воздушное давление. Вот ложные связки и устремляются на помощь истинным, чтобы помочь им удержать давление воздуха снизу. На их взгляд организм собрался кашлянуть или чихнуть, а не спеть…

Ведь после многократного кашляния или чихания часто возникает ощущение, что «дерёт горло». Именно оно возникает и при многократной попытке петь, форсируя, что вызывает зажим!

Аналогично происходит и при задержке дыхания. Сами подумайте – в спокойном течении жизни мы дыхание не задерживаем, незачем. Если задерживаем, то собрались нырнуть, попали во вредную атмосферу, ну и т.п. Естественно, что ложные связки срабатывают, закрывая вход в легкие, только теперь уже закрывая его от внешней атмосферы.

Есть некоторые упражнения в вокале, которые нужно исполнять с предварительной задержкой дыхания. Будьте уверены, что ложные связки в этот момент смыкаются! Хоть мы этого и не чувствуем. Поэтому такие упражнения не нужно ставить во главу угла вокальной учебы, они используются, но необходимо, также, понимать и степень их применения.  

*****

Давайте исходить из логики процесса – раз причина вокального зажима заключается в спонтанном, рефлекторном срабатывании ложных связок, и другой причины у него нет (что выяснено наукой), значит нужно как-то уметь управлять именно этой «деталью» вокального тракта, не позволяя ложным связкам работать «по привычке», то есть бессознательно, автоматически…

Читайте также:  Болит зуб когда опускаю голову

Казалось бы, задача неразрешимая… Ну, в самом деле, как можно заставить ногу не дергаться, если врач слегка ударит вас молоточком под коленку? Кто был на приеме у врача невропатолога хоть раз в жизни — прекрасно меня поймет))) Оказывается – можно. В отношении ложных связок, про коленку не знаю…

Эффект РАЗДВИГАНИЯ ложных связок (а это именно то, что нам нужно при пении) вызывается… смехом! Удивительно, но это факт, который установлен учеными, занимавшимися исследованием работы органов человека при пении, разговоре, различных проявлениях функции создания звука нашим организмом.

Справедливости ради необходимо сказать, что не только один смех вызывает «желание» ложных связок не мешать работе истинных. К таким проявлениям эмоций можно отнести плач (но только ни в коем случае не надрывный, не рыдающий). Некую степень плаксивости, так скажу, которую обычному человеку не трудно воссоздать в своем голосе, не правда ли?

Ведь если сказать что-нибудь со слезливыми интонациями в голосе, вроде как «еще немного, и заплАчу», то именно в таком характере звука роль ложных связок отсутствует, они не «включатся»! А если перенести подобные интонации на звуки более высокие, то петь их будет легче, поскольку и там, на высоких, ложные связки не будут препятствовать работе истинных.

Все бы ничего, но слезливость в голосе, называемая вокальностью cry (плач), приводит и к эффекту некоторого опускания гортани. А в современном вокале необходимо отпускать гортань на волю, поскольку она в целом хоть и важный орган, но еще более важные находятся внутри нее.

Да и эффект «раздвигания» ложных связок при cry все же не так ярко выражен, как при другом действии – вызове «искусственного», внутреннего смеха.

*****

Думаю, те, кто изучает различную информацию, в том числе и находящуюся на интернет-ресурсах, не раз встречались с понятием «пение на улыбке». Трактуется на большинстве сайтов это понятие достаточно поверхностно, отсюда и немало критики данной концепции на сайтах других, принадлежащих апологетам классической вокальной техники.

Ну, в самом деле, петь все время с раздвинутыми в улыбке губами как-то глупо – не любой текст можно петь с улыбкой. Вы же не станете какую-нибудь траурную песню или песню, текст которой явно не предполагает «легкого отношения» петь, постоянно улыбаясь? Вот именно, это и не нужно.

Как обычно, «пение на улыбке» — продукт недостаточной «въедливости» педагогов в суть вещей, происходящих в организме. НЕ УЛЫБКА нужна вокалисту, А СМЕХ, причем настоящий, который заставляет работать шейно-ключично-сосцевидную мышцу, благодаря которой и открываются ложные связки.

Конечно, я понимаю, что «ржать» на сцене – это не петь, это совершенно другое проявление эмоции веселья. Однако, без вызова такой эмоции (в процессе обучения) невозможно натренировать навык управления ложными связками. Зато впоследствии, после обучения, вызов реакции нужной мышцы можно делать хоть молча, хоть с плаксивым выражением на лице.

Это же как обучение игре на инструменте, хоть на гитаре, хоть на фоно. В начале пальцы совершенно не хотят слушаться хозяина, лезут не туда, перенапрягаются и устают, блуждают в поисках необходимой позиции… После тренинга они как бы «перестают подчиняться» мозгу, и пианист, даже после многолетнего перерыва, может играть сложный пассаж Баха, удивляясь: «Ну ни чего себе! Пальцы-то помнят!»

Вот таким же образом и внутренние реакции ОБУЧЕННОГО вокалиста ПОМНЯТ (как пальцы), что им нужно делать, чтобы не допускать вокального зажима. Это – МЫШЕЧНАЯ ПАМЯТЬ, которая и является настоящей основой хорошего вокала.

В этом ролике аббревиатура ФГС — это фальшивые голосовые связки (или ложные).

Осталось только осознать и продумать, как научиться «смеяться внутри» так, чтобы независимо от выражения лица создавать необходимую конфигурацию внутренних вокальных органов, того, что и есть «позиция смеха». А вовсе не «пение на улыбке», давно ставшее какой-то бородавкой, наростом на верном понимании роли эмоции смеха в обучении ложных связок подчиняться сознанию, а не рефлексу.

*****

Попробуйте вызывать у себя «внутренний смех», например, играя в игру «Кто первый засмеется?» И в тот момент, когда вы усилием воли оставляете на лице серьезное выражение, а внутри уже все «хохочет», постарайтесь зафиксировать свои ощущения, чтобы вызвать их потом.

Если удастся их вызвать, то мышечная память у вас запомнила, что происходило, и теперь, воссоздав эту внутреннюю «позицию» органов, которая возникала при желании захохотать, вы сможете гораздо легче спеть те ноты, которые давались вам раньше только форсированно или не давались вообще.

Ну а за более продвинутыми упражнениями приходите на тренинг по Методу EVT. Знания и умения, полученные там, помогут справиться с вокальным зажимом, используя современные технологии обучения вокалу. Хотя сразу предупреждаю, что работать нужно будет очень много, ведь и фокусы показывать научиться далеко не просто….

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Источник